«Точные» и «музыкальные» системы. Где лежит граница?

13 июня 2002 года

Доброго дня, уважаемые дамы и господа!

На сайте http://www.audiophilia.com/ много интересной информации. Ниже Вы можете прочитать перевод статьи о «правильных» и «музыкальных» системах. Рассуждения автора Roy Harris не бесспорны. Но мне они объяснили многое. Жаль, что не все.

Приятного чтения, Андрей


Точность и Музыкальность – психологический подход

Roy Harris

Термины «правильный» и «музыкальный» часто используются в описаниях звука аудио компонентов и стерео систем.

Точность (т. е. нейтральность) означает безукоризненно точное воспроизведение записи. Нейтральность подразумевает отсутствие слышимой звуковой индивидуальности аппаратуры. Это является идеалом для большинства производителей, чья цель заключается в конструировании техники с «незаметным» характером, позволяющей записи проявляться в нетронутом виде.

Музыка состоит главным образом из тона, тембра и гармоник. Музыкальность означает, во-первых, сохранение точности в этих характеристиках, и, во-вторых, придание им приятного и/или «закругленного» звучания.

Заметьте, музыкальность не включает такие искусственные характеристики звука, как детали, размеры, прозрачность, воздушность и т. д.

Может ли система быть музыкальной и точной?

Это зависит от записи.

Цель точной системы заключается в воспроизведении звука записи без ошибок. Цель музыкальной системы заключается в воспроизведении звука инструментов сколь возможно точно.

Нейтральная система всегда будет звучать правильно (т.е. точно) и иногда музыкально. Музыкальная система всегда будет звучать неверно (неточно), т. е. с благозвучным оттенком и временами правильно с музыкальной точки зрения.

Контраст между нейтральной и музыкальной системами лучше всего проявляется при прослушивании плохо и хорошо записанных дисков. Когда плохо записанные виниловые пластинки и компакт-диски прослушивают на нейтральной системе, инструменты звучат ненатурально. Эти же записи, проигрываемые на музыкальной системе, будут иметь более реалистичное звучание инструментов, поскольку нелинейные искажение четной степени или другое (компенсаторное) окрашивание компенсирует недостатки записи.

Записи, в которых инструменты записаны в более натуральной манере, будут хорошо звучать и сохранят эту натуральность на нейтральной системе. Записи, звучащие натурально на нейтральной системе могут звучать слишком тонально окрашено и размыто, в зависимости от тембра, при проигрывании на музыкальной системе. В данном примере тембры и гармоники инструментов могут казаться более точными на нейтральной системе, чем на музыкальной. Преимущество каждой из этих систем зависит от качества записи.

Почему музыкальная система предпочтительнее нейтральной?

Ответом может служить объяснение с точки зрения психологии.

Слушателей можно классифицировать по уровню оптимальной для него стимуляции. Тех, кто ориентирован на высокие уровни стимуляции, будем называть «искателями раздражителей». Других, предпочитающих низкий уровень стимуляции – «избегающими раздражителей».

«Искатели раздражителей» обычно обожают вкусную еду, сильные запахи, насыщенные и яркие цвета и громкую музыку. «Избегающие» предпочитают легкую пищу, негромкую музыку и скорее расслабление, чем возбуждение.

Теперь рассмотрим область аудио, то есть звучания.

Существуют три фактора, влияющие на выбор компонентов стереосистемы: Точность, Музыкальность и Личные предпочтения.

Точная система преподносит всю информацию, которую может предоставить запись и она понравится «искателям раздражителей»

«Избегающие раздражителей» предпочтут более мягкий и приятный звук. Некоторые предпочтут более долговременное затухание в диапазоне сопрано и более дальнюю перспективу, т. е. романтичный и расслабленный звук. Системы, основанные на личных вкусах, могут усиливать или убирать окраску звука. Те, кто предпочитает дополнительное яркое окрашивание, окажутся «искателями», а те, кто предпочитают уменьшение яркости – «избегающими». Индивидуальные предпочтения вкусов объясняют появление систем, основанных на чрезмерной динамике, большей перспективе или аналитическом звуке. И такие системы предпочтут «искатели». Склонность отдавать предпочтение приглушенной динамике, вуалированию и очень дальней перспективе будет характерной для «избегающих».

В общем, оба этих типа – и искатели раздражителей, и те, кто их избегает, могут собрать систему, основанную на личных вкусах, которая не будет являться ни точной, ни музыкальной. Тем не менее, «искатели» предпочитают точность, в то время как «избегающие» предпочитают музыкальность. Поскольку аудио рассматривается как область развлечений, должно быть не важно, насколько правильно звучит система, если покупатель удовлетворен тем, как она звучит.

Дилеры, обозреватели и производители, пожалуйста, учтите следующее: догма о том, что точность является квинтэссенцией аудиоконструирования, не имеет логического или фактического основания.

Объективных стандартов оценки звуковых достоинств стереосистем не существует. Таким образом, конструкция, имеющая некоторые слышимые звуковые отклонения, не может быть оценена хуже, чем та, что не имеет слышимой окраски. Системы и компоненты звучат различно. Различно не всегда значит лучше или хуже. Обозреватели обычно утверждают что «усилитель А звучит лучше, чем усилитель Б». Тем не менее, основанием для их мнения служит личный вкус, «здравый смысл», текущие увлечения или мода, и другие субъективные факторы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одержимость производителей, обозревателей и аудиофилов нейтральностью имеет некоторые последствия:

1. Уменьшается разница в звучании между ламповыми и транзисторными усилителями. 2. Транзисторная техника звучит менее сухо и аналитически. 3. Продукты, которые можно пометить как «музыкальные» довольно редки, за исключением некоторых однотактных (ламповых) усилителей. 4. Предлагаемое в настоящее время оборудование удовлетворяет скорее спрос «искателей раздражителей», чем их «избегающих раздражителей». 5. Программное обеспечение (софт) более важно, чем аппаратные средства (железо), в достижении целостности тона, тембра и гармоник.

В настоящее время наиболее важной темой в аудио является запись. Стандарты размещений микрофонов часто являются препятствиями на пути создания натурально звучащей записи. На большинстве записей отсутствует отраженный звук, являющийся частью акустического окружения в концертных залах и клубах. Вдобавок к этому, человеческое ухо и микрофон воспринимают звук по-разному.

Как следствие вышесказанного, случается, что пластинки и диски, прослушиваемые на нейтральной системе, звучат совсем по-другому по сравнению с тем, как они звучали для слушателя «вживую». Некоторые аудиофилы в раздражении заменяют или совершенствуют компоненты своих систем, в то время как источником их недовольства на самом деле являлась плохая запись.

Не существует единого решения проблемы неудовлетворительных записей. Возможно, при прослушивании на системе вообще нельзя достичь ощущения, что слушаешь живую музыку, даже если уровень записи улучшится. Может быть, удачным решением будет влияние на звук источника, например, использование эквалайзера или “приятно” звучащего оборудование для удовлетворения аудиофилов, тех, кто «избегает раздражителей» и тех, кому не нравится сочетание современных систем с высоким разрешением и современных записей.

Желаю Вам всех благ.

Федорив Андрей