Еще раз о напольных колонках Montana Loudspeakers модель XP (17 900$)

3 апреля 2003 года

"Когда вы осознаете разницу между сосудом и содержимым, у вас будет знание." Древняя индийская мудрость

Добрый день, уважаемые дамы и господа!

1. Многие из нас при возможности меняют свои аудио компоненты на более совершенные. И не один раз. Боже, как просто, немного ;-) правильно потраченных денег и ты на шаг ближе.. Еще немного денег, разум молчи, и в голосе слышно совсем не то, о чем говорят слова. Но кто из нас на незнакомой улице не заглянет за угол, кто не оглянется вслед красивой девушке? Заглядываем за угол, оглядываемся, покупаем новую аппаратуру. За сколько углов заглянуть, что бы утолить любопытство, вослед скольких девушек оглянуться, чтобы познать любовь…

2. Сложно понять замысел произведения, когда части находятся в дисбалансе. Представьте себе Аполлона Бельведерского с тощими ногами или большими ушами. Если музыка не очень сложная, тогда и искажение ее аудиосистемой не очень заметно. В черном квадрате Казимира Малевича искажать особенно нечего, а иногда искажения могут пойти даже на пользу.

2+1. Некоторым из нас удается дойти в занятии совершенствовании системы до такой точки, когда пора вспомнить о главном. Идеальная прорисовка вены на левой икроножной мышце Аполлона, возможно, не стоит затраченных усилий. Ни за одним из углов, каким бы ни увлекательным не выглядело это занятие, нам уже не встретить первую любовь. В какой-то момент, увы, не бесконечной жизни, стоит перестать оглядываться и перейти к не менее интересному занятию - музыке.

2+1=3. Ниже находится тест акустических систем Montana Loudspeakers, модель XP. 
Перевод сделан из журнала "The audiophile voice" 1999года, автор статьи Arnis Balgavis. Видимо, это уже тот уровень акустических систем, когда при наличии остальных соответствующих составляющих, можно не слушать звуки, а проникнуться произведением искусства. Уровень, на котором ясно, что Альфред Шнитке был не сумасшедшим, а религиозным гением. Слышно, с пронзительной ясностью конца 60-х, что ни один из дисков "Doors" не является целостным. Ребята во главе с Джимом Моррисоном вели жизнь, которая отнюдь не способствовала стабилизации психики, а пластинка писалась несколько месяцев.

Разработчик этих колонок Питер Норбаек со своей командой один год полностью посвятили созданию этой модели. А с 1999, года выпуска этих колонок внесли множество усовершенствований, благодаря развитию науки и новым технологиям. Но не стали называть эту модель по новому или добавлять к названию надписи типа "Silver Signature". Это разница между аудиофильскими фирмами и компаниями, занимающимися аудио бизнесом. Не нужно выпускать модельный ряд с заниженной талией, модой весны этого года, тут же работая над расклешенным низом, модой зимы следующего. 
Приятного чтения, желаю всем нам иметь возможность приобрести Montana Loudspeakers XP, и думать о высоком. Аминь


Вне всяких сомнений Питер Ноэрбек (Peter Noerbaek) - человек занятой. Он не только производит корпуса для колонок Soliloquy Loudspeakers и Quintessence Acousitcs, но и является независимым конструктором, активно разрабатывает и производит колонки для одной из своих компаний, Montana Audio. Питер начал производить эту аппаратуру пять лет назад, и в настоящее время линейка Montana состоит из семи моделей, захватывающих ценовой диапазон от 2800$ до 60000$. Из опыта своего знакомства с Montana XP за 17000$, могу сказать вам по секрету, что Питер действительно умеет делать высококлассные колонки. Но этого ему было недостаточно… и Питер решил поработать на этом рынке также с электроникой. Объединив силы с Эрно Борбели (Erno Borbely), они запустили новую компанию под именем Sierra Audio. Питер и Эрно работают, не покладая рук. На зимнем Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе в 1999 году они вывели в свет несколько своих бегемотоподобных усилителей во главе с парой 1250-ваттных 85-килограмовых моноблоков, названных, кстати, Эверест. Цена 19500$ за пару. За Эверестом последовали менее мощные версии усилителей, а также балансный предусилитель, выполненный полностью на дискретных элементах и с питанием от аккумулятора.       

Montana XP

1

Montana XP своей внешностью напоминают властелина. Возвышаясь на 165 см, имея ширину 41 см и глубину 43 см, XP, безусловно, выглядят очень внушительно. Попробуйте сдвинуть их с места, и ваше первоначальное уважение к ним только увеличится. Это действительно тяжелые колонки! Страшно сказать, но Вы пытаетесь сдвинуть c места 110 килограмм. Может быть, для кого-то такой вес - факт не совсем радостный. Но есть и приятная новость. Она заключается в том, что в состав XP входит очень функциональная, я бы даже сказал привлекательная, платформа с колесиками и шипами. Такой вариант настолько лежит на поверхности, что остается загадкой, почему другие производители не предлагают чего-нибудь подобного. 

Если убрать шипы, колонка остается на колесиках, что позволяет ее легко передвигать. Когда положение для колонки выбрано, шипы легко ввинчиваются на место. Питер разумно облегчил жизнь человека, приобретшего пару колонок, весом 110 кг каждая. 

Обратите также внимание на еще одну из категории "приятных новостей" - корпус. Он имеет шестиугольный профиль, а не более привычный четырехугольный. Кроме того, это несимметричный шестиугольник. Поскольку одной из самых заветных целей в дизайне корпуса колонок является сведение любых параллельных поверхностей к минимуму, в такой конфигурации, как вы понимаете, невозможно возникновение внутренних стоячих волн. 

Как обнаруживается из описания, вес колонок складывается из веса толстых стенок из MDF толщиной 2,5 см, передней панели толщиной в 5 см и семи внутренних горизонтальных скрепляющих "полок". Это, конечно, не считая массивных магнитов. Я был очень впечатлен такой продуманной геометрией внутренних компонентов - она позволила изолировать два среднечастотных динамика от самого сильного давления, создаваемого вуферами. 

Украшательства - враг акустики. Подход Питера заключается в том, чтобы сделать корпус колонок настолько инертным, насколько возможно, используя существующие готовые материалы. И это, разумеется, совместно с продуманным применением внутренней конструкции и выбором геометрии. Конечный результат - это не только очень функциональный, но и весьма обстоятельный корпус. 

Питер использует нестандартный, более прочный вариант MDF (древесностружечная плита средней плотности) и считает лишним прибегать к экзотическим материалам при построении корпуса. 

В конечном итоге получается не только очень функциональный, но и очень солидный корпус. Попробуйте легонько постучать по стенкам костяшками пальцев - отклик будет самым глухим и инертным. Внутренняя проводка - от Monster Cable. Сделанные на заказ конденсаторы и индуктивности от A. W. Kroessler Co. (фирма из Сан Диего) составляют кроссовер. Два набора мощных клемм WBT позволяют подключаться к усилителю bi-wired, если нужно. 

Теперь уберем сетки. Вы оказываетесь лицом к лицу с динамиками, основными источниками чудесного мастерства воспроизведения. Перед вами набор из драйверов, вертикально выстроенных и симметрично расположенных на площади 165х30 см. По мере удаления от твитера, находящегося в центре, они увеличиваются в диаметре. В центре, посередине между двумя 10-сантиметровыми драйверами средних частот, находится твитер диаметром 2.5 см. Все эти элементы выступают из покрытой войлоком поверхности, примерно 40 см в высоту и 20 см в ширину. Далее идет пара 18-сантиметровых мидвуферов, один сверху и один снизу от блока динамиков среднего и высокого диапазонов. Линейка динамиков завершается парой 25-сантиметровых сабвуферов, один наверху, а другой внизу передней панели. С точки зрения расположения динамиков не совсем обычно, но, тем не менее, весьма впечатляюще. 

Все динамики имеют классический дизайн и изготовлены такими прославленными производителями, как Vifa и Scanspeak. Твитер называется Scan Speak/Montana Revelator и сделан вручную, с тканевым куполом. В нем используется магнитная система последней разработки. Для устранения электрического фазового сдвига Питер использует медные колпачки в магнитной фокусной точке. Это придает внешнему виду колонок изящество и изысканность. На этот частотный диапазон приходится большая часть прослушивания, а детализация и динамика при низких громкостях являются компонентами, ответственными за правдоподобное воспроизведение.

Насколько я слышу, Питер проделал внушительную работу, как по выбору частот среза, так и по подбору наклона АЧХ каждой полосы. В результате, объединение электронных компонентов кроссовера с характеристиками динамиков создает очень равномерно распределенный спектральный отклик. На мой слух, три частоты среза были неразличимы, и создавалось впечатление полной "бесшовности". 

В общем и целом, Montana Audio XP - это очень "деликатный гигант". Если призвать на подвиги их чудесную мощь, они исполнят что угодно с предельной уверенностью. Примечательно, что с более деликатными случаями звукового воспроизведения они управляются с бережностью и совершенством, что является удивительным для такой относительно большой аудиосистемы. 

Часто в обзорах аудиосистем после перечисления всех достоинств специалисты пишут: "Недостатки отсутствуют". Но это не было бы правдой для ХР, как, впрочем, и для любых других колонок. 

Мы знаем, что на сегодняшний день недостатки все же есть. Давайте рассмотрим их. Поскольку совершенного динамика не существует, приходится обсуждать только степень его несовершенства. Основываясь на личном опыте, могу сказать, что ошибок у XP много меньше, чем у любых других многополосных колонок в этой ценовой категории. 

Что касается недостатков, то XP скорее проявит настойчивость и напористость, нежели скромность и сдержанность и совсем не попытается быть снисходительным при воспроизведении фонограммы с выдвинутой вперед сценой. Он громко и ясно заявит вам о том, что вы прослушиваете фонограмму с выдвинутой сценой. Примечательно, что от XP эта напористость сцены не будет звучать агрессивно. 

Я все время чувствовал, что сделать обзор этих колонок очень трудно. Их выдающееся разрешение выявило недостатки записи, которые я долгое время приписывал динамику, источнику или всей системе. Это, разумеется, имеет свою положительную сторону. Хотя отдельные CD будут демонстрировать проблемы процесса записи, будет раскрываться новая пространственная информация или музыкальные детали. Мне также удалось подобрать кабели, которые значительно улучшили воспроизведение. Поверьте, после этого обзора моя система стала намного лучше. 

Но правда имеет свои следствия: мы получаем не просто хорошие составляющие, которые желали. Мы получаем все: открытость, прозрачность, изменчивость, скорость и так далее. Лучше прослушивать хорошие записи. XP не заигрывают с их владельцем. Если Вы дадите им что-нибудь невнятное, то и получите невнятное, если ясное - получите ясное. То же самое касается жесткости. 

Но дайте XP что-нибудь небесное - вы получите небеса в форме широкой и пространственной звуковой сцены, с искрометными деталями, четким разделением, присутствием и непосредственностью. И это только некоторые из множества аспектов, составляющих это превосходное творение. 

Мой опыт с XP научил меня уважать эти колонки. Это, друзья мои, вещь очень аккуратная. Откуда мне знать? Я должен поблагодарить хороших людей с Waida за их 270 транспорт и 27i процессор (с его внутренним цифровым контролем громкости) и Dan DAgoustino за моноблоки Krells FPD 350M. (Нет, это не взято напрокат, все эти компоненты принадлежат мне). Система Waida CD восстанавливает уникальные изначальные тембры, минимизирует компрессию. 

Десятисантиметровые динамики среднего диапазона заявлены как имеющие исчезающе малые искажения. Кевларовые конусы способствуют умелому воспроизведению переходов. Такие аспекты, как экстремально сфокусированное магнитное поле, запатентованный симметричный привод, вентилируемый пылезащитный колпачок и очень крепкая алюминиевая корзина - все это обеспечивает исключительный потенциал для воспроизведения. 

Vifa изготавливает для Montana XP 18-сантиметровый динамик средних частот и 25-сантиметровый вуфер. Оба сделаны с применением новых, слабоотражающих магниевых корзин, длинноходных подвесов и очень жестких бумажных конусов. В среднечастотных динамиках используются вогнутые пылезащитные колпачки для уменьшения среднечастотной неравномерности и подвес с низкими потерями для достижения правильной динамики. Питер утверждает, что этот динамик ответственен за четкий тугой бас XP.

Интересующимся технической стороной, наверное, интересно будет знать, что тремя точками кроссовера четырехполосной системы XP являются частоты 80, 500 и 4000 Гц. Каждый наклон кроссовера был сделан так, чтобы получился акустический спад в 24 Дб на октаву. Использование высокоэффективных динамиков и конструкция корпуса приводят к относительно высокой чувствительности в 93 Дб! 

Пунктик точности - это для PBN норма создания постоянства и достижения требуемого соответствия. В дело идут только лучшие материалы. Деталям каждой колонки уделяется достойное уважения внимание. Поработав на малом производстве колонок несколько месяцев назад, я из опыта знаю, чего стоит достичь исключительной повторяемости продукта. Я приехал с производства Montana Audio в полной уверенности, что каждый продукт PBN получил такое пристальное внимание, которое может дать только такой конструктор, как Питер.

Звук

Для начала - это опасная колонка. Лозунг "сила для людей" для этих колонок приобретает новое значение. Они могут встряхнуть, могут шокировать, и могут доставить удовольствие. Как мне кажется, я ухватил только небольшую часть их полного потенциала, хотя XP постоянно удивляли меня какими-то новыми аспектами по мере нашего знакомства. 

Так что же разработал Питер? Для начала скажу просто: великие колонки. Удар XP могут воспроизвести динамично, могут взлетать высоко - много выше слышимого, могут грубо встряхнуть перекрытия в доме, и в то же время точность и ясность среднего диапазона абсолютно восхитительны. Что еще? Ах да, сцена. Благодаря своей выдающейся способности фокусировать образы и производить точное рассеивание, эта колонка создает самую пространственно законченную сцену, какую я когда-либо встречал. 

Это последнее обстоятельство является приятным сюрпризом. Один мой знакомый {TAV writer} Росс Вагнер заметил на недавнем прослушивании, что, похоже, XP пошли против той идеи, что для создания превосходных образов твитер и поверхность размещения динамиков среднего диапазона должны быть как можно уже. По крайней мере, так мы оба предпологали из распространенной информации и личного опыта. А панель XP значительно шире, чем диаметр блока динамиков средних частот и твитера. Питер считает, что все дело в войлочной прокладке, окружающей этот блок. В конечном итоге XP создают образы именно в этой области, причем, образы наилучшие. И я полагаю, такая способность является одной из их сильных сторон.

Как можно ожидать из обилия динамиков и всей скалоподобной цельности, XP способны на действительно сказочную пиковую производительность. Чувствительность в 93 Дб на один ватт в сочетании с номинальным импедансом в 4 Ом позволили моноблокам Krell FPB 350M, которые я использовал, с легкостью перенестись в царство высоких децибел. Но в независимости от того, какую энергию я направлял на возбуждение молекул воздуха в моей комнате, XP оставались верны себе, и продолжали сохранять самообладание. За исключением особо высоких уровней громкости, звук был исключительно чист в очень большом спектральном диапазоне. 

Итак, замечательно. Но как насчет низкой громкости? XP порадовали и здесь. Замечу, что в этой области проигрывается большая доля музыки с компакт-дисков, и Krell пускает все это в колонки, в данном случае, Montana. 

Я не прочь признаться вам, что комбинация из транспорта Wadia 270 и Waida 270i, ClockLinked дает совершенно потрясающее проигрывание CD. Но даже на этом высоком уровне, чтобы получить от системы все самое лучшее, к транспорту необходимо подобрать правильную аппаратуру. Montana XP очень помогли мне в этом, благодаря их невероятно высокой разрешающей способности. 

Теперь каждый CD звучал действительно по-разному, и очень часто это было больше, чем слегка различимое отличие. Прощай, усреднение! Система с легкостью вырисовывала любые настроения - теплые, или гармоничные, или насыщенные, или любые другие существующие окраски. Конечный звук получается с маленьким компромиссом, но с очень большой разрешающей способностью. 

И XP от этого расцветают. Если диск был неотразим, XP так его и передадут. Если там было пространство, то вы его и получите. То же самое касается фокуса, динамики и других многочисленных приятных качеств музыкальной записи. 

Колонки просто не идут на компромисс с плохими записями. Пленных не брать. В общем, принцип "мусор на входе, мусор на выходе". И поверьте, поскольку колонки достаточно аккуратны, такой мусор не раз звучал не очень приятно. XP не преподнесут вам хороших кусков, как-нибудь пропуская или сглаживая плохие места. Не пройдет, по крайней мере с XP. 

Как вы знаете, я люблю прослушивать продукты, а колонки в особенности, не только в своей аудиокомнате. Опять мне улыбнулась удача, и я съездил в Сан-Диего, где не только посетил фабрику Питера, но и послушал его домашнюю аудиосистему. Так получилось, что там были как раз XP, и они играли с новым усилителем Питера Denali, 650-ваттные моноблоки, свежий продукт Sierra Audio. 

Этот опыт подтвердил большинство моих впечатлений, сформированных дома, но показал, что XP могут и еще лучше играть в басах, чем я слышал до этого. Дома у Питера колонки захватывали большую басовую область, но изюминкой XP было то, как она эти басы воспроизводит. С одной стороны, эти колонки способны здорово встряхнуть, с другой стороны позволяют почувствовать, насколько очаровательна классическая музыка. После визита к Питеру мое уважение к этим колонкам увеличилось еще более.

Заключение

Я убежден, что Montana Audio XP являются очень явственным показателем того высокого уровня, которого способна достичь эта компания. Я утверждаю это после долгих лет общения с колонками. Если к этому времени вы еще не поняли, что меня очаровали эти колонки, и что я чувствую, что XP - колонки выдающегося воспроизведения, то что-то явно не так. Они претендуют на место среди самых дорогих колонок, область, где разворачивается необычайно свирепая борьба. Нет, не подумайте, я не собираюсь декларировать, что XP лучшие из лучших. Ни я, и никто другой не компетентен такое заявлять по одной простой причине, что это невыполнимое задание. Помимо того, что колонки должны вписываться в акустическую среду, им приходится удовлетворять индивидуальным вкусам и пристрастиям. 

Пока вы обдумываете прочитанное, я скажу, что мой опыт, основанный на множестве прослушиваний местных аудиофильских систем также как и многочисленных компонентов моей собственной аудиокомнаты и многие годы присутствия на CES и других hi-fi шоу, позволяют мне сказать, что XP - действительно выдающиеся колонки. Я настоятельно рекомендую вам посмотреть и послушать их. И, как я уже говорил, - черт возьми, это великие колонки.

Журнал: "The audiophile voice", автор Arnis Balgalvis.

Всех благ вам,
Федорив Андрей