Настройка винилового проигрывателя. Часть 1

29 июня 2004 года

Доброго дня, уважаемые дамы и господа!

В начале июня в Москве были интересные спортивные соревнования. Два мои товарища приехали их посмотреть. Мы несколько лет не виделись, поэтому, сидя у меня дома, рассказывали, у кого что интересного произошло за это время, пили виски. Потом вышли посмотреть новую машину одного из одного из моих гостей, зовут его Юра. Показывая большой черный джип, он рассказывал, как удобно все в нем устроено, как продумана каждая деталь, как свободно пассажирам в кабине, как много можно положить в багажник. Мы кивали головами, и время от времени повторяли: "Да-а". Когда мы вернулись к нашему виски, Юра предложил: "Мои друзья занимаются эти автомобилями, если хотите, могу попросить, они сделают вам по спец ценам. Ведь машина действительно удобная". На что мой второй товарищ, Дима, махнув в нашу сторону рюмкой и опорожнив ее, сказал следующую вещь: "Мне не нравятся полезные машины. Мне нравятся бесполезные. И не только машины, но и все остальное. Я последнее время стал выбирать себе вещи как друзей. А друг - не тот кто тебе полезен, а ну.. сами знаете: наливай еще".

Вечером мы зашли к нашей общей знакомой. За последний год она разошлась со своим и нашим другом и теперь живет с другим мужчиной, тоже нашим знакомым. Её новый муж намного более устроен в жизни, более практичен, и она за ним как за каменной стеной. За очередной рюмкой коньяку вспомнили ее бывшего. Спокойного придурка-альпиниста. Наталья, женщина роковой красоты, махнула в нашу сторону рюмкой, опорожнила ее: "Давно не звонил. Видно в экспедиции, или может быть в больнице. Одно из двух. Так всю жизнь и болтается". Ближе к полуночи попрощались, вышли на улицу. Ребята закурили. Я сказал: "Наталья выглядит как всегда невероятно". Дима: "А ведь любит она своего бывшего". А Юра помолчал, помолчал, а потом: "Да, любит, это видно, невооруженным взглядом. А ведь бесполезен он, во, блин, чудеса." "Кстати я себе в машину MP3 плеер поставил, звучит супер, и приколись, я пять часов в Москву ехал, даже диск не переставлял, вот до чего техника дошла". Дима выдохнул дым, посмотрел через него в сторону темного неба: "Юр, давай завтра. А сегодня зайдем к Андрею, кофе выпьем, там еще виски осталось, винил послушаем".

Сегодня у нас в главной части первая часть статьи о настройке винилового проигрывателя. Искусстве достаточно простом в своей основе, но несколько забытого в последние десятилетия.

Если будут вопросы, у нас на сайте www.home-highend.ru работает форум, добро пожаловать.


Руководство начинающего по настройке картриджа
Статья взята c сайта www.audiophilia.com, автор Andrew Chasin.

Особые условия: метод настройки картриджа (головки звукоснимателя), описанный здесь, предназначен для использования исключительно в качестве рекомендаций и не может быть применим ко всем картриджам и тонармам. Если нижеприведенные инструкции не согласуются с теми, что приведены в руководстве от производителя вашего картриджа или тонарма (допуская, что вам посчастливилось иметь такие инструкции), то следует придерживаться рекомендаций производителя. Более того, Audiophilia не несет ответственности за любые повреждения, которые могут быть нанесены в процессе настройки вашему картриджу, тонарму, вертушке или любому любопытствующему, имеющему глупость оказаться рядом с вами, в то время как вы будете следовать данным инструкциям.

С почти полным исчезновением техподдержки для проигрывателей винила для конечного потребителя, аудиофилам, преданным аналоговым дискам, ничего не остается, как самим становиться адептами точной настройки картиджей. И в то время как правильная настойка этих нежных устройств, несомненно, потребует большого количества и времени, и терпения, предлагаемые нами шаги оказываются действенными даже для простого аудио- энтузиаста с твердой рукой, вооруженной нужными инструментами.

Миссия винилового проигрывателя заключается в как можно более честном извлечении очень слабого сигнала, выгравированного записывающим станком на поверхности диска. Если игла воспроизводит (в трех измерениях) путь режущей головки по спиральной канавке, то получаемый сигнал должен быть точной копией того, что выгравировано на диске. Конечно, существует множество причин того, почему точная геометрия иглы по отношению к канавке недостаточна для того, чтобы гарантировать точное воспроизведение аналогового сигнала, взять хотя бы электромагнитные свойства внутренней проводки головки и конструкции магнитопровода, и саму форму иглы. Даже при условиях предельной осторожности и терпения в процессе настройки, лучшее, на что можно надеяться, является хорошим приближением исходного сигнала, но это приближение на деле оказывается более чем достаточным для получения выдающихся музыкальных результатов.

Краткий обзор инструментов.
Вот краткий перечень инструментов, необходимых для установки фонокартриджа (головки звукоснимателя):

  • Пинцет
  • Зубочистки
  • Немагнитные винты, шайбы, и, возможно, гайки, если их недопоставил производитель картриджа
  • Маленький набор немагнитных отверток
  • Измеритель давления иглы, типа Sure SFG-2
  • Просветленное увеличительное стекло не менее 10-кратного увеличения
  • Мерная линейка типа DB Systems DBP-10 (или любая от производителя вашего тонарма)
  • Тестовый диск, например Hi-Fi News и HFN-1 от Record Review.

1. Установка.
Во-первых, если ваша головка звукоснимателя продавалась с защитным колпачком, который защищает систему игла/держатель, не снимайте его, пожалуйста, во время этого этапа и этапа подключения, приводимого ниже, - это может сберечь от повреждения держатель иглы на вашей головке за 2000$ в момент неосмотрительной потери концентрации!

Установка картриджа начинается с крепления корпуса головки к площадке крепления. Площадки крепления головок обычно имеют либо щели, либо отверстия, через которые винты (обычно поставляемые с головкой и обязательно немагнитные) могут быть вставлены через корпус головки. Площадки со щелями позволяют слегка изменять положение головки для точной регулировки. Площадки с фиксированными отверстиями (такие, как многоуважаемый Rega RB300 и Naim Aro) предполагают, что геометрия присоединяемой головки уже является такой, что точная регулировка достигается при имеющихся отверстиях. К сожалению, тонармы, чьи площадки содержат фиксированные отверстия, не смогут позволить тонкой регулировки головки. Но они, тем не менее, делают настройку сочетаемых головок относительно простой (фирмы, изготавливающие тонармы с площадками для крепления головок через фиксированные отверстия, обычно имеют в виду при разработке определенную головку, или набор головок, свой собственный или производителей, чьи продукты хорошо работают с данным тонармом).

Отверстия в корпусе головки, предназначенные для винтов, крепящих ее к площадке, обычно бывают двух видов: с резьбой или без резьбы. Отверстия с резьбой более распространены, поскольку они избавляют от необходимости в маленьких, трудных в обращении гаечках, которые крепят болты головки к ее корпусу. Если ваша головка не имеет резьбы, то вам придется использовать гайки. Если возможно, то вставляйте болты снизу головки, так чтобы гайки были сверху. Те, кому посчастливилось обладать головкой с резьбой, могут просто вставить винты через плату держателя в нарезанные отверстия в ее корпусе (хорошая идея использовать шайбу между головкой каждого винта и корпусом, чтобы затянутый винт не портил его ). В любом случае, на первом этапе винты головки должны быть затянуты только слегка, так чтобы она была закреплена, но в то же время ее можно было двигать умеренным усилием руки. В случае площадки с фиксированными отверстиями, винты головки могут быть полностью затянуты, потому что дальнейшая регулировка невозможна. Имейте в виду, что винты головки должны быть затянуты в меру, но не перетянуты. Перетяжка может деформировать корпус головки или, в худшем случае, сломать ее.

2. Проводка.

Как только головка прикреплена к держателю, подсоедините тонкие цветные проводки тонарма к соответствующим по цвету разъемам на задней части корпуса головки. Подключая тонарм к разъемам картриджа, всегда действуйте с предельной осторожностью - они очень хрупкие и могут повредиться от удивительно малого усилия. Захватите мелкие металлические клеммы проводов тонарма пинцетом (никогда не захватывайте сами провода!) и присоедините клеммы к контактам головки. В некоторых случаях нужно слегка подтолкнуть клеммы для того, чтобы они встали в контакты, при помощи маленькой отвертки или зубочистки. Только не перестарайтесь, иначе получите плохой контакт клемм с зажимами. Если вы все-таки слишком далеко их просунули, их можно вынуть обратно при помощи пинцета.

3. Установка веса
(Обратите внимание, что если игла к этому моменту все еще закрыта защитным колпачком, то снимите его и не надевайте до окончания процесса установки)

Для того чтобы проигрывать виниловые диски, игла должна иметь хороший контакт со стенками желобка пластинки. Вопрос в том, какую силу нужно приложить, чтобы игла не теряла контакт со стенкой канавки, и при этом не сбивалась с дорожки из-за слишком сильной нагрузки? Как правило, производители указывают силу нагрузки, или приведенный вес, для конкретных головок, обычно в виде диапазона рекомендованных весов в граммах. Лучше всего начинать процесс определения оптимального усилия прижима с установки максимального значения из этого диапазона. В отличие от распространенной легенды, на самом деле головка с недостаточным усилием прижима более склонна повредить дорожку, чем та, которая прижимается с максимальным усилием из рекомендуемого диапазона. Это происходит от того, что слишком легко прижимаемая головка может терять контакт с дорожкой на участках с большой модуляцией, что приводит к повреждению канавки, поскольку игла начнет из неё выпрыгивать.

В настоящее время существует несколько доступных устройств для измерения приведенного веса. Наиболее популярны весы Shure SFG-2 благодаря их низкой цене (около 30$ в фирмах, торгующих по почте, типа Elusive Disc и Music Direct) и приемлемой точности. Весы Shure, по существу, являются рычажными: игла располагается в углубленной канавке по одну сторону весов, а по другую - скользящий противовес, который передвигается по калиброванной шкале, уравновешивая головку. По достижении полного равновесия можно определить вес иглы напрямую по калибровочной шкале. Хотя результаты на весах Shure по большей части приблизительны (результаты зависят от точности калибровочной шкалы, также как и от способности пользователя на глаз оценивать степень достигнутого равновесия), их более чем достаточно в большинстве случаев.

Shure утверждает, что точность SFG-2 составляет 0,1 грамм для приведенного веса менее 1,5 грамм. Для больших весов точность измерений SFG-2 ,скорее всего, будет составлять 0,2 г. Тем не менее, учитывая тот факт, что приведенный вес может варьировать в пределах нескольких десятых грамма, не повреждая дорожку, весы Shure должны обеспечивать достаточную точность для большинства установок.

Тем, кто желает исключительной точности и удобства, необходим измеритель нагрузки тонарма Winds ALM-01, имеющий точность 0,01 грамм. Он стоит около 800$, являясь вожделенной игрушкой для винилофилов с глубокими непустыми карманами (менее дорогая альтернатива - это ALM-1, точность до 0,1 гр. Стоит около 500$) Его конкурент, который в ближайшее время выпустит производитель головок Clearaudio, будет иметь розничную цену приблизительно 375$, хотя его точность еще не известна.

Весы Winds - несомненно, самые простые и самые точные весы, которые я когда-либо имел удовольствие использовать. Они полностью электронные, и, таким образом, не подвержены ошибкам, характерным для рычажных систем типа SFG-2. Использовать их очень просто: пользователь должен сначала обнулить числовые показатели ЖК дисплея, используя встроенное калибровочное колесо. Затем игла опускается на круглый сенсор, расположенный сверху. Спустя несколько секунд, в течение которых ЖК дисплей постепенно отображает точное значение, приведенный вес можно считывать с дисплея.

Единственный глюк, который я наблюдал у Winds, это когда они без всякого предупреждения показывают очень неточные результаты, оказалось это бывает в случаях, когда их батарея на 9 Вольт несколько разряжена. Учитывая их стоимость, отсутствие индикатора разряженной батареи просто непростительно, в свете последствий для иглодержателя от установки ужасно некорректных значений приведенного веса.

Перед попыткой установить приведенный вес картриджа при помощи весов и/или тестовой записи, уравновесьте или другими словами "подвесьте", подобно стрелке компаса, тонарм с прикрепленной головкой. Это дает хорошую точку отсчета, с которой можно начинать увеличивать приведенный вес до желаемой величины. Положение тонарма с головкой регулируется путем перемещения противовеса, либо в сторону головки, либо от нее, до тех пор, пока приведенный вес картриджа не станет около 0 грамм, и тонарм с головкой и противовесом не зависнет в равновесии. Уже после этого можно будет точно установить его, используя весы, подобные ранее описанным.

Всех благ Вам,

Федорив Андрей