Флаг

24 июня 2009 года

Доброго дня, уважаемые дамы и господа.

Официальной науке, находящейся в коридорах разрешенных властью и социальными предрассудками, сложно приходится с вопросами, ответы на которые лежат вне этих узких рамок. Рассмотрим, к примеру, вопрос, каким образом обезьяна превратилась в то, что сейчас зовут человеком разумным.

Для начала определимся, в чем различие между обезьяной и человеком. Основное отличие, на мой взгляд — это умение оперировать абстрактными образами. То есть, человек может представить мячик и дорожку, и как мячик прыгает по этой дорожке, и, что произойдет с мячиком потом, когда он допрыгает, а обезьяна нет. Обезьяна может узнать, куда упрыгает мячик, посредством опыта, собственно обезьянничая, но предугадать результат с помощью сопоставления абстрактных образов — увы, нет. Ибо орган, который отвечает за абстрактное мышление, находится у нее в зачаточном состоянии.

Теперь подумаем, какие средства сильнее всего влияют на создание образов? Ответ. Конечно, это не работа с палкой или другим каким-нибудь полезным для обезьяны предметом. Это галлюциногенные растения. Грибы, корешки, листья или ягоды. Галлюциногены, каким-то образом попав в пищу приматам, активизировали участки мозга, отвечающие за абстрактное мышление, заставив их работать и развиваться. Именно галлюциногены и есть недостающее звено, в цепи превращений обезьяны в человека.

Развитие аудио форматов не менее занятная история, тем более, что она пишется у нас на глазах, хотя осмыслить ее скрытую суть, мне до сих пор не удалось. Винил, лучший из изобретенных на сегодня форматов, больше не развивается, но, тем не менее, отрыв его от остальных все еще слишком большой, чтобы имело смысл его серьезно с чем-то сравнивать — большой, если говорить о качестве воспроизведения, но ведь есть и другие стороны использования. Удобство, простота, мобильность, возможность обмениваться, хотя, наверное, все эти качества можно объединить в один термин удобство.

Развитие аудио форматов после винила пошло по двум направлениям: развиваем удобство и подтягиваем качество. Официальные и крупные фирмы попытались внедрить SACD и DVD audio, но сделали ошибку, ограничив удобство использования защитой от копирования. Не столь официальные и обширные начали «употреблять галлюциногены»... это шутка конечно, а жаль, ведь по логике рассказа очень подходит. Так, вот другие, а конкретно Джош Колсон (Josh Coalson) с компанией друзей, разработали формат аудиозаписи FLAC с открытым кодом, который сжимает аудиоданные без потерь и не поддерживает защиту от копирования. FLAC — это аббревиатура от Free Lossless Audio Codec (свободный аудиокодек, сжимающий без потерь). За несколько лет формат стал популярным у разнообразных категорий любителей скачивания и хранения музыкальных файлов. Хотя FLAC и ужимает звуковые файлы на 20-40%, но потери информации при этом нет, упаковывается это все чисто математически. А в свете качества, интерес вызывает все большее наполнение сети файлами с высоким разрешением. 88 кГц/24 бит, 96 кГц/24 бит и 192кГц/24 бит. Самый известный мне сайт торгующий записями 88 кГц/24 бит и 96 кГц/24 бит называется HDTracks. Сервис основан Девидом и Норманом Чески (David and Norman Chesky) известных по замечательному лейблу Chesky Records. Заявленная цель — создание самой значительно библиотеки записей высокого разрешения без защиты от копирования. В момент написания статьи на сайте предлагалось около 150 альбомов в высоком разрешении. Есть также множество альбомов с разрешением CD 44 кГц/16 бит.

Прослушивание аудиозаписей хорошего качества априори должно происходить и на хорошей системе, а не на компьютере — соответственно необходим ЦАП, который может декодировать FLAC в аналог. Я познакомился с двумя такими устройствами. Первое — это Minerva от швейцарского производителя Weiss. Второе — DSS 30 от итальянского Blacknote. Оба стоят порядка пяти тысяч долларов, чем вызывают доверие в основательности подхода. Minerva подключается к компьютеру посредством Firewire и специального программного обеспечения. DSS 30 использует разъем USB 2.0, к которому можно подключить большинство хранителей информации. 

Прослушивание является главным мерилом качества, использование — мерилом удобства. Мои мерила показали, что для правильных выводов необходимы более тщательные исследования. Замеченные, но не отрегулированные влияния программного обеспечения, кабеля FireWire, накопителей, а также разнообразных мелочей, которые, категорически влияли на окончательный результат, заставляют меня взять информационный тайм-аут до более полного выяснения результатов.

Но даже уже полученное качество звучания позволяет сделать заявление, что перед нами очередная и небезуспешная попытка предложить что-то новое. Окажется ли она заметной в масштабе большего промежутка времени? Не знаю. Но, вполне возможно, что найдется достаточное количество любителей музыки и минимализма, которые захотят хранить все свои записи (переведя коллекцию CD и DVDaudio в FLAC, хотя возможно и напрямую подключить CD или DVD транспорт) на одном носителе, перевозить их с места на место или передавать по сети, не теряя при этом в качестве, а также покупать последние новинки в день их выхода. Собственно удобство, о котором писалось ранее, выходит на первое место, при качестве звука подтягиваемого до уровня DVD audio. Отмечу, что оба аппарата декодируют, и множество других звуковых форматов и готовы стать удобным мостом между домашней электронной фонотекой и домашней же high-end системой.

Желаю вам хорошего настроения,

Федорив Андрей