Primo и Titan

3 сентября 2009 года

Доброго дня, уважаемые дамы и господа. 

Новые топовые предусилитель и усилитель мощности от Musical Fidelity «Primo» и «Titan» напомнили мне о супружеских изменах. Также сладко, также присутствует легкий налет угрызений совести, и также дорого. Все признаки на лицо. Почему угрызения? Ну, я же честный человек, и как любой таковой считаю, что хорошо могут звучать только лампы. И когда встречаешь хороший транзисторный усилитель и вверяешь ему свое самое интимное — музыку своей души (не люблю слушать звуки с тестовых дисков, а слушаю то, что откликается во мне), испытываешь неловкость, что предал ламповый звук и ничего при этом не потерял.

Говоря о системах надо признать, что практически любой усилитель можно превратить в свою противоположность неудачной или удачной инсталляцией. И когда мы говорим хороший усилитель, мы подразумеваем удачную инсталляцию. Говорим плохой усилитель — подразумеваем неудачную инсталляцию. Только опыт прослушивания, умноженный на неспешные размышления даст возможность вычленить, пускай и умозрительно, звучание отдельного компонента.

Скудная информация на сайте Musical Fidelity демонстрирует пример неудачного пиара. Небольшая импровизационная тема на варианты слова «лучший». Аудиофил, который любит не столько слушать, сколько читать о звучании, уйдет расстроенным. Ниже восполню пробел.

Приведу для начала формальные характеристики: 

Предусилитель. Primo — балансная схемотехника, усиление на лампах в классе А, 16 кг. Цена — 12300 $.

Усилитель мощности. Titan — двухблочный (отдельный блок питания), балансная схемотехника, 1000 Вт на 8 Ом, 2000 Вт на 4 Ом. Вес усилителя — 45 кг, блока питания — 68 кг. Размер — 483 х 185 х 635 мм и 483 х 185 х 615 мм. Цена — 32 800 $.

Не все просто в английском королевстве. Нет не все. Не верьте, если кто-то говорит, что слышал идеальную систему. Или лукавит, или искренне заблуждается, что слышит, что, впрочем, еще хуже. Ибо невежество хуже хитрости. Изъяны есть везде и во всех, даже во всевышнем (иначе, зачем ему творить), в человеке же изъян — повод и возможность движения, в аппаратуре обязательный повод к внутреннему компромиссу у слушателя, ибо только на компромиссах держится мир людей. Отсутствие изъянов в системе, всего лишь означает, что у слушателя их заметно больше.

Комплект Primo-Titan удивил меня. Крайне удивил... своей совсем не всеядностью. За, впрочем, не столь уж маленькие деньги — не всеяден. В чем дело, почему, пусть разбираются другие умники, я же только слышал.

Как-то моя любимая любовница сказала, что я лучший, среди, тех на кого нельзя положиться. В тот раз я мог ей ответить такими же словами. Эта тема уже поднималась сегодня и еще не закончена. Некоторые вещи Musical Fidelity играет как прилежная жена, все идеально, ан не забирает. Не забирает, что? Сложные многоголосые вещи, с большим количеством инструментов, хор, барабаны и человеческий вой. Нет, не берет. Другой вопрос зачем слушать такие вещи? Не знаю, думаю не стоит, но... Любой, кто развивается, в конечном счете приходит к непростым вещам, или по словам тех, кто не развивается к извращениям. Любое искусство, двигаясь вперед, рано или поздно, приходит в точку невозврата, за которой начинается авангард, как попытка выразить невыразимое. Мы живем в мире, далеко не в трехмерном мире плюс время, нет и нет еще раз. Мир более многомерен, но воспринимаем мы его через узкое окно трехмерного сознания. Из-за этого многие вещи прекрасные в реальности воспринимаются нами в нашем трехмерном разрезе, как нечто странное, негармоничное, душераздирающее, авангардное, а музыкант или художник — всего лишь как безумец или в мягком случае чудак. Помните первые компьютеры «Атари»? Игры на них? Двумерные человечки, перепрыгивающие с полоски на полоску и звук пик-пик. Для двумерных «пик-пик» очень даже соответствовало. Прыгнул — пик, недопрыгнул — пиииииик, вот и вся жизнь. Развиваясь, человечки обретали черты, а компьютеры звуковые карты. Сейчас прыгают и бегают не только вверх и вниз, но и в глубь экрана и за угол..., а пик-пик волшебно превратился в многоканальный и разнообразный звук. Многие живут в этом мире, их право. Но ведь наш мир шире, глубже, выше и еще что-то, жаль, что никто не догадался придумать названия для дополнительных измерений. Хотя возможно я просто не в курсе. Давайте добавим. Хотелось бы добавить еще три измерения, ибо чувствую, что три для начала в самый раз, но боюсь, не все смогут представить. Поэтому начнем с двух, пускай это..., наступает «исторический момент» — человечество дает названия новым измерениям, — муэ и ха. Чушь конечно, но посмотрим, что будет дальше.

А ведь многие их чувствуют, и тогда, и в таком случае их не удовлетворяет не только «пик-пик» и звук современных компьютерных игр, но и более качественное воспроизведение, ибо муэ и ха там никак не присутствуют. Надеюсь, я ясно выразил свою не очень ясную мысль.

Снова вернусь к усилителю «Musical Fidelity», нет, он меня не удивил и не порадовал на сверхсложных пассажах смеси электронной и акустической музыки, бешеных барабанов, воя и всхлипываний с диска «Astronome» Zorna. Все правильно и четко, но не берет. Полета нет, нет отрыва, все еще трясемся по летной полосе, пускай и очень быстро, и никакой красоты внизу.

Кармина Бурана. Сто человек хор и сто одиннадцать музыкантов плюс дирижер. Берет, но не совсем. Не совсем берет, берет и отпускает. Или может быть я уже ее разлюбил. Эй, тот, кто живет у меня в голове, ты чего, как там? Кармина еще твой фаворит или уже... или ты ветреннен как погода сегодня летом? Ну и ну. Никакой ясности в сложных вопросах, для самого себя, хотя... хотя. Вот ответ из глубины: Кармину я все еще очень люблю.

Послушаем другое. Ганелин, Тарсов, Чекасин «Concerto Grosso». Есть контакт... с первых звуков. Идеально. Музыка, которая живее всех живых и мертвее всех мертвых. Присутствует и длина и ширина и глубина и время, угадываются муэ и ха. За такое можно и жизнь отдать, но некому, кому она нужна никчемная человеческая жизнь? Хочется жить вечно или умереть навсегда, лишь бы не рождаться и не умирать бесконечное количество раз, каждый раз начиная все заново, забыв себя. Мысли о безвременном — значит система неплоха. Лучший индикатор качества звучания. Теперь главное — не забывать дышать. Давно заметил, когда начинается волшебство, автоматически задерживаешь дыхание. Так что дышать, ибо все получилось.

Усилитель, по звуку, очень похож на ламповый однотактник. Только такой может сплести, расплетенные при записи, разноцветные нити в сложный музыкальной ковер, когда все остальные бессильны. Намекнуть на муэ и ха, когда все остальные чистят до блеска, оставляя только главное, убирая подтекст. Но, только в том случае если полотно не перегружено деталями. Также как и однотактник, Primo и Titan могут удержать в уме не более пяти-шести музыкантов, при большем количестве трамбуют их в пасту. Хотя при большом количестве музыкантов трамбовальщиками становятся все компоненты, начиная с силовых кабелей и заканчивая сознанием слушателя, и сваливать всю вину на усилитель неправильно. Отличие от однотактника у Musical Fidelity есть, хотя оно не так заметно на первый взгляд — отсутствие искажений — она же леди нейтральность. Нет налета красивости, временами неуместной, которой грешит «лампа». Так что красота может быть недостатком. При меньших составах, сложная музыка разгадывается как профессором школьные задачки. А профессор, такой не простой, с хитринкой, ибо есть у него две подруги Муэ и Ха и это при жене красавице «Леди Нейтральность». 
    
Желаю хорошего настроения,

Федорив Андрей