Психоакустика. Часть 2

16 октября 2006 года

Доброго дня, уважаемые дамы и господа.

Сегодня у нас вторая часть статьи об основах психоакустики.

— Еще, уважаемые ангелы, хотя у человека два уха, то есть два слуховых аппарата, информация обрабатывается одним центром в мозгу. Опыты показывают, что она не просто смешивается, но подвергается обработке согласно определенным алгоритмам. Ну, и, разумеется, то, что звуковая информация в результате еще и суммируется, не вызывает сомнений. Двумя ушами можно услышать в два раза более тихие звуки и различить меньшую разницу между звуками по высоте, чем одним. Если разделить человеческую речь по частотной шкале четко по середине, в каждом канале будет звучать что-то неразборчивое, но если подать один канал в одно ухо, а другой во второе, то мы услышим абсолютно понятную речь. Такая же ситуация наблюдается, если чередовать человеческий голос в правом и левом ухе. Звук в правом, звук в левом. В каждом из каналов будет полный хаос, но двуухий человек ничего не заметит, он будет думать, что слышит как обычно.

Перейду к роли отражений. Именно отражения играют ключевую роль в определении местонахождения источника звука. Речь идет не просто об определении направления на источник звука, а именно о его местонахождении. При отсутствии отражений, локализация становится невозможной. Поясню. Сознание воспринимает разные звуки с близкими частотно-фазовыми характеристиками как один звук, даже если они приходят из различных сторон, при условии, что разность по времени между сигналами не более 18 мс. Мы слышим звук и можем указать направление, откуда он пришел, если нет отражений, но только при появлении отражений можно определить, насколько далеко от нас находится источник звука, или виртуальный источник звука, если мы говорим о звуковоспроизведении. А ведь плоская звуковая картина не удовлетворяет любителей High-End аппаратуры. Вопрос в том, достаточно ли отражений, которые записаны на пластинке, или нет, для создания полной звуковой картины. Ответ — нет. Поскольку, важны не только отражения, как запаздывания сигнала во времени, но и, как запаздывающие сигналы, идущие с разных сторон. Поэтому аппаратура в перезаглушенной комнате не может порадовать локализацией. Правда, есть, как всегда, и другая сторона, отрицательная, но вы сами, наверное, уже обо всем догадались. Так что, увы, но, видимо, проблема с отражениями может быть решена только с некоторым приближением. То, что было написано выше, касается в большей степени воспроизведения стерео, в многоканальном воспроизведении ситуация более оптимистична. Можно переглушить помещение, а все отражения (тоже в некотором приближении) помогут воспроизвести акустические системы окружающего звучания, в случае если отражения правильно записаны на диск.

Следующий аспект. Мозг человека оперирует звуковыми сигналами определенной длительности. Квантами информации, если хотите. Информация квантуется по времени. Это наша скорость восприятия мира. Это значит, что мозг набирает информацию некоторой длительности, а потом обрабатывает ее всю сразу. Целый блок. Если внутри блока был один громкий звук, мозг считает блок громким и отсеивает тихие звуки. Таким образом, громкие звуки маскируют более тихие, и при этом неважно следует громкий звук перед тихим или после него. Эффект один и тот же, если звуки попали в длительность блока. Длительность одного блока около 200 мс.

Внутри блока есть элементарные частицы, минимальные части, которые мозг успевает зарегистрировать. При уменьшении времени звучания до времени одной частицы звук постепенно теряет свои свойства для сознания слушающего и превращается в щелчок, без высоты, без тембра, без направления и локализации. Хотя, для некоторых видов животных, скорость восприятия которых выше, внутри этого щелчка могла бы поместиться целая песня. Но для людей она все равно будет только щелчком без внутренней структуры.

Вот, пожалуй, самые простые вещи о психоакустике, что я хотел вам рассказать.

— Ну, что же, спасибо, Андрей. Уже поздно, пойдем мы. Вернее полетим. — Вака улыбнулся. — Если хотите, в качестве обмена, так сказать, я тоже отвечу на ваш вопрос. Любой. Я вижу, что хотите. Задавайте.

— Почему у нас такой хаос? Я понимаю, что сумасшедший дом, но ведь не настолько же все должно быть бессмысленно.

— Это потому, что вы законов не слушаетесь. Когда вас, людей сюда закинули, вам дали простые законы, алгоритм, как необходимо жить. Законы Ману, слышали, наверное. Ну, а вы... сами видите, что здесь устроили.

— Слышал что-то краем уха. Это, кажется, законы, которые оправдывали кастовость.

— Нет, Андрей. Они не оправдывали кастовость. А объясняли, что это единственный правильный способ существования людей. Позвольте, я объясню. Людей бывает несколько типов, немного, всего четыре. Справедливые, честные, хитрые и работящие — это если очень сильно упростить. Каждому необходимо заниматься тем, для чего он предназначен, и все будет Окей. В законах Ману указывалось, как сразу после рождения ребенка определить, к какой касте он принадлежит. И все было бы идеально, но... сначала вы узурпировали касты по праву рождения, потом ввели монархию, а теперь докатились до демократии. Ваша демократия это узаконенная анархия.

— А работящих у нас, кажется, совсем нет. — Почему-то сказал я.

Ангелы засмеялись. — Есть, только их надо заставить проявить свои лучшие качества.

Желаю Вам всех благ,

Федорив Андрей