Продолжение интервью с Ганцом Дойчем и Питером Норбаеком

18 апреля 2005 года

"Звучит лучше, чем в прошлый раз. Настроили, наверное." Дж. Джойс «Улисс»

Доброго дня, уважаемые дамы и господа!

Коты бывают разные. Бывают домашние и дикие. Одни живут на всем готовом. Железы, которые вырабатывают адреналин, у них атрофированы, шерсть мягкая от шампуня, и сон спокойный как (смерть в) летний вечер. Другие — недоверчивые, драчливые, грязные и свободные. Первых от вторых отличает только одно — случай. Не знаю, кто из них больше счастлив — кот ко всему привыкает: и к голоду, и к опасности, и к замкнутому пространству. Но все это локально, ограничено одним двором или одной квартирой. А ведь ходят рассказы о котах, которых по ошибке или преднамеренно увезли куда-то очень далеко. И вот, длительное время, возможно, несколько месяцев, кот ведомый неизвестным нам чувством, возвращается домой через леса, поля, овраги, города и реки. Это как кровная месть. Желание вернуться вытесняет и чувство самосохранения, и голод, и боль, и думаю, что и мелкие обиды (которые играют в нашей жизни самую большую роль). На этот короткий промежуток времени в жизни кота появляется смысл. Неважно, есть ли смысл у этого смысла. У этого смысла есть сила бежать не останавливаясь.

К чему стремится разработчик акустических систем? Он стремится к звуку живого концерта. Стремится, как кот домой. Надежда на идентичность двух звуков ждет где-то в одном из возможных будущих. Но возможных будущих очень много, вероятно, даже бесконечно много, а идентичность двух звучаний только одна. Но приближаться к ней можно с разных сторон. Всего лишь однажды выбрав неправильное направление на развилке, разработчик попадает совсем не в то место, к которому он стремился, начиная путь. Остается лишь признать свои ошибки. Но на это способны только очень сильные коты, извините, люди. Я таких за последние четыреста лет встречал очень мало. К сожалению, обычно провальный результат не является тормозом, а заставляет только больше вкладывать в рекламу, которая является, как считают, двигателем прогресса. На самом же деле этот сверхзвуковой двигатель дымит во все стороны. Двигаться с его помощью можно только по палате №6, правда, надо признать, с большой скоростью.

Однако, следует отдать должное сложности задачи звуковоспроизведения. Если брать во внимание только проблемы построения акустических систем, то главной была, остается и, может быть, навсегда останется — это инерция. Повторить исходный сигнал способна только безинерционная система. Эту проблему решить не удастся никогда, остальные, каких очень много, видимо тоже. Но возможно хотя бы гармоничное сочетание недостатков (извините за каламбур). Это должно быть сделано на основе правильного (или ложного) понимания иерархии важности частей звучания акустической системы.

Ниже предлагается вторая половина интервью, начатого в предыдущей рассылке. Надеюсь, что уважаемые разработчики акустических систем Bosendorfer и Montana Loudspeakers — Hanz Deutsch и Peter Noerbaek хотя бы частично прольют свет на сложные вопросы звуковоспроизведения музыки.

6. Имеет ли, по Вашему мнению, значение форма звуковой волны, излучаемая акусической системой?

Hanz Deutsch: В основе своей , конечно, да. Но, форма волны плавно меняется в зависимости от частоты. Поэтому можно рассматривать ее форму только в привязке к определенной частоте. Кроме этого, форма волны — это только фактор внутри модуляции звука (звуковой сцены).

Peter Noerbaek: Андрей, я не понял твой шестой вопрос.

Я имел в виду, что звуковая волна может быть разной формы. Простейший пример — это идущая от певицы звуковая волна, которая имеет форму конуса, а будучи воспроизведенной через планарную акустическую систему, принимает плоскую форму.

7. Какая главная идея заложена в ваших акустических системах?

Hanz Deutsch: Активный акустический принцип:

HornResonator (рупорный резонатор) плюс Acoustic SoundBoards (Акустические звуковые поверхности) для оптимальной адаптации звучания басов относительно места прослушивания (или более точно, размещения относительно стен)

Чтобы акустические системы не только не имели собственного резонанса, но и поглощали резонансы, которые возникают в комнате прослушивания.

Акустически активный кроссовер — смотрите ответ на вопрос 4.

Peter Noerbaek: Я вижу своей главной задачей создание посредством Montana Loudspeakers продукта, который подарит своему владельцу много лет удовольствия, и позволит наслаждаться любым жанром музыки. Ведь прослушивание музыки — благо для души.

8. Насколько важным Вы считаете одновременное достижение волн от всех динамиков слушателя?

Hanz Deutsch: Это именно то, что больше всего стоит, является самым важным критерием (правда после фазы) и дает не разрушенный и правильно модулированный звук (основа для живого пластичного звучания с богатыми тембрами).

Peter Noerbaek: Да, действительно, очень важно, чтобы отношение фаз между динамиками было правильным. Одновременное достижение волн слушателя это то, что позволяет создать осязаемый образ, а акустическим системам исчезнуть со звуковой сцены.

9. В современном обществе на первые роли вышли товары, которые принято называть «престижными» и «модными». Учитываете ли Вы в производстве акустических систем эти факторы или считаете, что нужно производить хорошие акустические системы вне зависимости от настроений общества?

Hanz Deutsch: Модные тенденции недолговечны. А продукт с запросами на бескомпромиссность не подвержен капризам времени и является вечной ценностью. Мы служим одной из наивысших драгоценностей — музыке. На этой основе Bosendorfer производит все свои инструменты (и рояли, и акустические системы).

Peter Noerbaek: Важно производить продукт, который может стать гордостью владельца, и это является также одним из факторов, который увеличивает продажи. Но мне бы хотелось, чтобы моими акустическими системами можно было не только гордиться (что обязательно), но и, чтобы они были бы еще и очень хорошими исполнителями.

10. Над чем Вы сейчас работаете?

Hanz Deutsch: В настоящий момент я путешествую по миру и сравниваю звучание различных музыкальных инструментов (мы делаем записи) с их звучанием на акустических системах Bosendorfer. Изумленные слушатели находят, что между оригинальным исполнением и воспроизведением через акустические системы Bosendorfer практически нет отличий (на лучших местах для прослушивания, действительно, отличий нет). Это настоящий «True to life» (настоящий как жизнь) звук. Такой девиз придумали для нас в США.

Peter Noerbaek: Я сейчас работаю над выпуском новой усовершенствованной модели XP. Она будет базироваться на теории, которую я разработал, занимаясь моделью EPS2 в прошедшем году. Надеюсь выпустить новую модель XP в конце года.

11. Что бы Вы хотели сказать российским любителям музыки?

Hanz Deutsch: Вы поставили вопрос таким образом, что он уже содержит ответ. Раз человек любит музыку, этого уже достаточно. Но если поставить вопрос: «Что вы порекомендуете любителям High-End?», я отвечу: «Я желаю Вам слушать и слышать не отдельные изолированные звуки, но чувствовать и наслаждаться музыкой целиком».

Peter Noerbaek: Я хочу пожелать Вам две вещи. Первое. Покупайте больше акустических систем Montana Loudspeakers. И второе, мое любимое выражение — «Будьте здоровы, хорошо делайте свою работу и любите друг друга».

Я планирую в следующих рассылках предложить вашему вниманию интервью с разработчиками усилителей и источников сигнала. Возможно, у Вас есть интересные и непростые вопросы. В таком случае присылайте их мне, а я задам их инженерам. 

Желаю Вам всех благ,

Федорив Андрей