Исследование чувства красоты. Часть 1

3 июня 2008 года

Доброго дня, уважаемые дамы и господа.

Пользуясь привилегией автора рассылки, представляю вам свой новый роман «Смерть и Лето», как и предыдущий «Тени», созданный в соавторстве с Еленой Колесник. Затрудняюсь сказать, о чем он, поскольку сам этого не понимаю, роман глубже чем мои возможные объяснения, да и, пожалуй, глубже самого меня. Думаю, это норма для качественного новаторского произведения. Ознакомиться с данной книгой можно на сайте авторов. Добро пожаловать.

Сегодняшняя рассылка посвящена исследованию чувства красоты. И хотя кажется, что мы отходим от темы High-End, на самом деле это не так, на самом деле, мы расширяем свое понимание музыки, кино, и человека. И обязательно вернемся к тестированию акустических систем и усилителей, но уже с багажом знаний, который поможет нам глубже вникнуть в суть музыки. Все данные, которые будут упомянуты, почерпнуты из научных трудов. Часть выводов взята с тех же источников, часть сделана самостоятельно. Я решил не заходить очень далеко на территорию йогов и не исследовать вопрос «кто воспринимает», а остановиться на рубеже эстетики и биологии, исследуя «как воспринимает».


Начнем, как и положено, с попытки определить понятие «красота».

Красота не существует сама по себе, не присуща предмету или процессу, а возникает в сознании наблюдателя (слушателя). Красота это положительная эмоция, вызываемая тем, что не относится к полезным и жизненно необходимым объектам. Такая эмоция может появиться у человека или животного, (исследования показывают, что животные также способны получать эстетическое удовольствие) только при определенном соотношении хаоса и порядка. Чрезмерный порядок кажется скучным, излишний хаос пугает, в любом из таких двух случаев искомая эмоция красоты не возникает.

Не существует одной внешней причины, вызывающей положительные эстетические переживания. Их несколько, назову главные условия, при которых возникает ощущение прекрасного:

  1. Рассогласованность между ожидаемым результатом и полученным новым порядком одна из главных причин вызывающих чувство красоты.
  2. Необходимость, чтобы сам субъект смог открыть скрытый порядок, закономерность.
  3. Стремление к среднему значению, усреднению (если всех женщин, которых видел человек в своей жизни усреднить по внешнему виду, то этот усредненный внешний вид, будет обладать для человека особой привлекательностью, казаться красивым).

Пропускная способность кратковременной человеческой памяти 16 бит/сек. Мягко говоря, совсем немного. Чтобы иметь возможность хоть как-то ориентироваться в мире с такой скоростью обработки информации надо оперировать очень хитрыми алгоритмами. Посмотрим какими. Мозг все время пытается выделить большие одинаковые (или похожие) элементы в воспринимаемом потоке и после этого работать с ними как с абстрактными образами, лишая их деталей и вследствие этого уменьшая количество обрабатываемой информации. Если необходимо, в большом образе помещаются более мелкие образы и так до желаемого уровня. «Передо мной автостоянка, на ней машины», — множество элементов реальности упорядочено, и количество информации сведено почти до минимума. Дальше работа мозга во времени аналогична принципу кодирования видеосигнала в современных форматах — обновляется информация только о тех элементах, которые меняются, все остальное либо берется из памяти или незаметно игнорируется. То есть если одна машина уезжает, то ее картинка будет обновляться, картинки же других машин, равно как и сопутствующий пейзаж, подгрузятся уже из имеющегося банка данных об этой стоянке, в то время как у человека создастся впечатление, что он видит все одновременно. Если одни и те же ощущения повторяются, то в абстрактный образ объединяются все больше элементов, а количество обрабатываемой информации уменьшается. В случае, если человек приходит на автостоянку ежедневно, его мысль о ней будет уже отлична от приведенной выше, он скажет себе: «я на автостоянке», и в этот абстрактный образ уже будут включены машины, о которых больше не упоминается. Через неделю последует мысль: «все нормально» или «все как обычно», которая означает, что в то же время, что и всегда человек находится на автостоянке, и там ничего не изменилось. Картинка того, что мы считаем реальностью практически полностью берется из памяти. Таким образом, выполняя одни и те же действия каждый день, человек по большей частью спит и видит сон об абстрактном образе без деталей, который извлекается из памяти.

Поток обрабатываемой информации минимален. И здесь вступает в действие механизм, который отслеживает загруженность кратковременной памяти. Если загруженность падает ниже 16-ти бит/сек, человек скучает и в большинстве случаев ищет, чем бы развлечься.

Не менее важным регулятором работы человеческого сознания является механизм, который переключает внимание на другой объект или на другой аспект каждые три секунды. Такой механизм с одной стороны предотвращает зависание сознания, с другой — не дает возможности полностью углубится ни в одно дело. Если механизм переключения внимания ломается, перед нами возникает фанатик, шизофреник или гениальный ученый, зацикленный на идеи фикс; если работает слишком хорошо, человек не может сконцентрироваться ни на одном деле.

На этом первая часть заканчивается.

Желаю вам мягкого звука и четкого изображения,

Федорив Андрей