Восприятие света и цвета человеком и не только им в домашнем кинотеатре и вне него. Часть 3

24 апреля 2007 года

Доброго дня, уважаемые дамы и господа.

Вначале, хочу сделать небольшое отступление. Нет, я не буду предлагать вам заказать в нашей студии проект домашнего кинотеатра. Это было бы банально, а это не наш метод. Я хочу предложить вашему вниманию книгу. И, начну, как обычно, издалека.

Наверное, многие из вас заметили, что последний год рассылка выходила менее регулярно. Это действительно так, но отнюдь не потому, что я потерял интерес к нашей любимой теме воспроизведения звука и изображения. Нет, нисколько. А случилось это потому, что...

Прошлой зимой я нашел в снегу около моей машины флэшку. Несколько дней она валялась у меня в кармане куртки, потом я посмотрел, что там записано. Оказалось, там чей-то дневник. Я ознакомился с тем, что открылось первым и пропал... Меня настолько увлекло то, что я прочитал, что все свободное время я начал посвящать приведению записей в порядок. Месяца три-четыре разбирал записи, выстраивая их последовательно. Поучилась таинственная история. Пускай, она имела пробелы и неясности, но они не мешали увлекательному повествованию. Пока я раздумывал, этично ли издать ее как книгу, это ведь чужой дневник, мне по почте пришла бандероль. Как руководитель, я все время получаю документы от партнеров и спам от не партнеров, поэтому я не удивился. Но, внутри оказались не документы и не реклама. Там находилась большая пачка бумаг. С первого взгляда я понял, что они в полном беспорядке. Со второго — осознал, что то, что находится предо мной каким-то образом связано с дневником, расшифровкой которого я занимался последнее время, и что посылку можно воспринимать, как разрешение на публикацию книги. Я всегда любил головоломки и ребусы, мог просиживать неделями за их решением, так что я посчитал, что мне повезло. Но, увы, я не смог самостоятельно справиться с приведением бумаг в порядок. Чтобы разобрать и сложить эту кучу в хронологическом порядке и увязать ее с дневником, я обратился за помощью. И привлек к этой сверхсложной, но увлекательной задаче своего самого близкого друга Лену Колесник. Прошел год и сегодня я представляю вашему вниманию книгу «Тени».

Эта книга о любви и смерти. О других мирах и войне магов, людей, которые знают о мире больше, чем все остальные, и хотят узнать еще. А за подобные знания, как оказалось, нужно бороться... Действие книги происходит в Москве в течении восьми месяцев и заканчивается в день, когда я нашел флешку.

Купить книгу можно в интернет-магазинах, перейдя по любой из ссылок, и в магазинах города, конечно.

http://www.dom-knigi.ru/book.a...
http://www.zone-x.ru/showTov.a...



Продолжим разговор о восприятии цвета и света в домашнем кинотеатре и вне него.

Сегодня мы обсудим, чем отличается взгляд на реальность от взгляда на экран.

Ориентация человека с помощью зрения имеет некоторые особенности, законы. Перечислим основные.

Восприятие света и цвета (рис. 3)Второе — конвергенция глаз. Это сведение глаз на угол, который соответствует расстоянию до предмета. То есть, поскольку у людей два глаза, мы сводим глаза тем сильнее, чем ближе объект наблюдения (рис. 4). Человек так же подсознательно чувствует угол сведения, по которому и определяет расстояние до объекта и между объектами. Что с домашним кинотеатром? Увы, задействовать эту систему человека возможно только при стерео зрении, поэтому такой функции нет у видеокамер и такого нет соответственно в домашнем кинотеатре. Мы смотрим на тот же экран или дисплей, и угол сведения глаз остается одним и тем же. Запомним и это и идем дальше.Первое — аккомодация хрусталика (изменение кривизны хрусталика).

Мышцы, напрягаясь, изменяют его кривизну, наводя резкость на предмет. Если объект интереса далеко, мышцы растягивают хрусталик, и он становится более плоским (рис. 2), если предмет рядом, мышцы сжимают хрусталик, он становится более выпуклым, и в фокус попадает то, что находится ближе (рис. 3). Человек подсознательно чувствует напряжение мышц глаза, и голос подсознания тихо шепчет: объект на таком-то расстоянии. Бытует ошибочное мнение, что человек, смотрящий одним глазом, не видит мир объемным. Это так, но не совсем. Аккомодация хрусталика работает у любого здорового человека, поэтому в пространстве по глубине можно ориентироваться и с помощью одного глаза. А что у нас домашним кинотеатром? Увы, но экран или дисплей совершенно не задействует эту систему человека. 

Какую картинку люди бы не смотрели бы в домашнем кинотеатре, мышцы глаза находятся все время в одном и том же напряжении, хрусталик всегда с одной кривизной. Мышцы удерживают его кривизну таким образом, чтобы на сетчатке глаза в фокусе находился экран. Неважно, что отображается на экране — лицо вблизи или горы вдали, хрусталик наведен только на экран. Запомним это и перейдем ко второй особенности.

Третье — бинокулярная диспарантность. Это стереоскопический эффект за счет наличия двух глаз. Что это? Объясню. Поскольку глаза человека разнесены на расстояние около 6 сантиметров, мы смотрим на предмет разными глазами под разными углами. Это особенно хорошо заметно на предметах, находящихся близко от глаз. Например, держите карандаш прямо перед собой и посмотрите на него сначала одним глазом, потом другим. Вы обнаружите, что видите его немного с разных сторон, а теперь, открыв оба глаза — что видите не половину карандаша, а больше, как бы заглядывая с каждой стороны (рис. 5). Результат взгляда двумя глазами, особенно для ближних расстояний, сильно отличается от того, что можно увидеть на экране. Любая вертикальная граница дает возможность видеть немного за ней, горизонтальные же границы не дают такой возможности. На экране домашнего кинотеатра таких эффектов нет.

Каждая из описанных трех систем может ошибаться, поэтому человек ориентируется в реальности комплексно. Суммируя информацию от нескольких систем. Как видим из предыдущих примеров, основные системы ориентации человека в пространстве не работают в домашнем кинотеатре (мы говорим только о зрении).

Зададим логичный вопрос, если системы ориентации не работают в домашнем кинотеатре, или если брать более широко — на плоскости, каким образом люди все же получают удовольствие от просмотра? Смотря на плоскость и воспринимая ее как трехмерный объем?

Оказывается, что у людей есть несколько второстепенных систем, которые выручают, когда основным заняться нечем. Они включаются и выключаются вполне осознанно и почти добровольно. То есть мы понимаем, что это плоскость, но готовы воспринимать объем внутри ее. Это добровольный самообман и он уже зашел настолько далеко, что зачастую воспринимать экран как плоскость зритель уже не способен. Даже при выключенном проекторе, шутка.

Животные, не способны на такое допущение. Кошка не реагирует на собаку на экране. Для нее это просто световые пятна на плоскости.

Дополнительных механизмов несколько, именно они, дополняя, заменяя и, зачастую, мешая друг другу, отвечают за то, что люди на какое-то время забывают где плоскость, а где объем.

Изменение насыщенности деталями единицы площади. Чем большее количество деталей помещается, тем дальше находится (рис. 6).

Каждая из описанных трех систем может ошибаться, поэтому человек ориентируется в реальности комплексно. Суммируя информацию от нескольких систем. Как видим из предыдущих примеров, основные системы ориентации человека в пространстве не работают в домашнем кинотеатре (мы говорим только о зрении).

Зададим логичный вопрос, если системы ориентации не работают в домашнем кинотеатре, или если брать более широко — на плоскости, каким образом люди все же получают удовольствие от просмотра? Смотря на плоскость и воспринимая ее как трехмерный объем?

Оказывается, что у людей есть несколько второстепенных систем, которые выручают, когда основным заняться нечем. Они включаются и выключаются вполне осознанно и почти добровольно. То есть мы понимаем, что это плоскость, но готовы воспринимать объем внутри ее. Это добровольный самообман и он уже зашел настолько далеко, что зачастую воспринимать экран как плоскость зритель уже не способен. Даже при выключенном проекторе, шутка.

Животные, не способны на такое допущение. Кошка не реагирует на собаку на экране. Для нее это просто световые пятна на плоскости.

Дополнительных механизмов несколько, именно они, дополняя, заменяя и, зачастую, мешая друг другу, отвечают за то, что люди на какое-то время забывают где плоскость, а где объем.

1. Изменение насыщенности деталями единицы площади. Чем большее количество деталей помещается, тем дальше находится (рис. 6).

2. Сходящиеся линии. Вызывают иллюзию глубины пространства. Перспектива (рис. 7). 

3. Заслонение предметов друг другом (рис. 8). 

4. Размывание контуров далеких предметов (рис. 9). 

5. Более светлые предметы кажутся более удаленными (рис. 10). 

Желаю Вам приятного просмотра нереальных реальностей и хорошего настроения.

С уважением, 

Федорив Андрей