Полочные колонки фирмы Aliante модель One Pininfarina (2 800€), сетевые кабели FischAudiotechnik. Лекции. Курсы. Возможности.

13 июня 2002 года

"Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой". Уолтер Пейтер.

Уважаемые господа и дамы (смею лелеять и столь безрассудную мысль, что наша подписка заинтересует также хотя бы одну даму)!

Волею судеб сложилось так, что у меня начались накапливаться переводы статей из разнообразных аудио-видео журналов, сайтов, а также полученная частным путем информация. Я совершенно не уверен, что если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно. Но, возможно, это кому-нибудь интересно. Все мы ищем в темных комнатах черного кота натурального звука. Надеюсь, наша рассылка поможет хотя бы определиться, в какой комнате его искать, а, возможно, кому-то, даже в каком именно углу заниматься столь интересным занятием.

Питаю слабую надежду, что смогу убедить некоторых людей, очень известных в сфере аудио (узкому кругу специалистов), иногда писать для нас на любую тему. Не сомневаюсь, что это будет нам всем интересно и поучительно. В нашем первом выпуске присутствует:

1. Статья о полочной акустике Aliante One Pininfarina из журнала "Ultimate Audio". Написана, судя по свободному стилю, известным автором Lars Fredell. (Фото взято из журнала "audioMUSIC"; интересно, что журнал на российском языке, а название на английском, что бы это значило?)

2. Статья, или скорее рекламная информация о сетевых кабелях Fisch. (Фото сделано ведущим рассылки)

3. Ещё одна рекламная информация от Fisch Audiotechnik, теперь о удлиннителях-кондиционерах. (Фото сделано ведущим рассылки) Мне показалось, что среди обязательного рекламного хвастовства встречаются здравые небезынтересные мысли. По крайней мере, и у моей аппаратуры бывают времена, когда слушать её не представляется возможным из-за несвойственного ей неприятного звучания, и дело здесь не в количестве выпитого накануне

1

Колонки Aliante Pininfarina ONE

ЭЛЕГАНТНЫЙ СЕКСУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ И СЕНСАЦИОННЫЙ ЗВУК.

Aliante Pininfarina ONE. В последний день одной из летних выставок CES в Чикаго в начале 90-х я оказался в большом выставочном зале, в котором раньше не был. Зал был пуст - только в углу перед стойкой электроники сидел какой-то явно усталый человек. Посреди обширного пола стояла пара сравнительно скромных колонок на низеньких подставках. Они были расположены на расстоянии 10-12 футов друг от друга и направлены прямо вперёд; вокруг было сколько угодно свободного места. В комнате стояло несколько стульев, а людей, кроме нас двоих, не было.

В эту пустую комнату я зашёл потому, что из такого же пустого коридора услышал ангельское сопрано, поющее арию из какой-то итальянской оперы. Это был сюрреалистический момент.

Я был очарован этим звуком. Мне показалось, что каждая интонация каждого слога звучала идеально. Даже шипящие звуки имели совершенно точную тональность и силу (…если так можно сказать). Я долго слушал шипящие - как делаем все мы в любом разговоре. Мне кажется, что в любой музыкальной системе это всегда выдаёт окраску, и очень жаль, что трудно найти записи, где шипящие записаны правильно. Как только в следующий раз вам случится вести разговор в компании, попробуйте сознательно сосредоточиться не на смысле разговора, а на звучании шипящих. Обратите внимание на то, что голос каждого человека звучит по-разному, но эти звуки очень редко раздражают ваш слух. Пользуйтесь этим при точной настройке вашей системы, но только тщательно отбирайте вокальные записи, и соблюдайте полярность! Неправильная абсолютная полярность может привести к тому, что шипящие будут звучать жёстко и слишком ярко. Короче говоря, это было самое лучшее воспроизведение записи человеческого голоса, какое я только слышал. Как только запись закончилась, я растормошил парня в углу и попросил его поставить несколько моих CD. Я заметил, что вокальные записи звучали особенно хорошо. Через два часа он попросил меня уйти, потому что ему нужно было упаковывать аппаратуру, прибавив: "Вы же просто вновь и вновь слушаете одно и то же". Это была моя первая встреча с Aliante One - я никогда её не забуду.

Неудивительно, что когда наш редактор спросил меня, не будет ли мне интересно отрецензировать последнюю версию Aliante One под названием Pininfarina, я был более чем рад. Завод Aliante находится в небольшом городе близ Турина в Италии. Самая первая разработка, которую осуществил Джузеппе Прато, 20 лет занимавшийся созданием колонок, вышла в 1992 г. под названием Acoustical Linea. Чтобы избежать путаницы (в Британии есть компания Acoustical Ltd., занимающая видное место на экспортном рынке), название впоследствии изменили на Aliante (мне сказали, что это слово примерно переводится как "бесшумный летательный аппарат" - что-то вроде планера).

Джузеппе Прато - конструктор, в своих разработках предпочитающий минималистский подход - чистые, простые очертания и малое число компонентов. В последующие годы в основную конструкцию было внесено сравнительно мало изменений - правда, в 1994 г. при переработке системы компания попросила помощи Паоло Пининфарина, сотрудника знаменитой дизайнерской студии, лучше всего известной великолепным дизайном автомобилей "Альфа-Ромео" и "Феррари". Сейчас Паоло возглавляет эту студию (основанную ещё его дедом), и его попросили разработать для колонок новый корпус и специализированную подставку, в результате чего в 1995 г. было представлено новое изделие ручной работы - Aliante Pininfarina One с подставкой Vela.

Как видно по обложке этого номера, колонки имеют весьма привлекательный внешний вид. Я люблю маленькие колонки. Их сравнительно легко размещать, передвигать, к тому же не создаётся впечатления, что комната занята одними колонками. Благодаря своей способности локализовать местоположение точечного источника и маленькому внешнему кабинету, они обычно превосходят многие более объёмные конструкции по способности создания звукового образа. Их недостатки обычно можно описать двумя словами - частотная характеристика. Никаким, даже самым убедительным исполнением из маленьких колонок не удастся выжать низкого баса. Можно получить хороший сигнал частотой 40-45 Гц, но как только частота становится ниже этого порога, звуковое давление начинает быстро снижаться - даже если вы хорошо разбираетесь в установке и понимаете, каким образом характеристики вашей комнаты при оптимальном расположении колонок могут улучшить басовую отдачу.

В комплект Aliante Pininfarina One стоимостью $5250 входит пара подставок Vela высотой 26 дюймов (разработка Пининфарина). С их помощью мне было довольно легко разместить колонки в моей комнате, похожей на коробку от ботинок (18х24х8 футов). В течение нескольких дней перепробовав самые разные варианты, я остановился на следующей схеме расположения (считая от центра переднего экрана): 63 дюйма от передней стены (позади колонок) и по 43 дюйма от боковых стен, с идентичным расположением обоих каналов. К слушателю колонки обращены таким образом, что воображаемые прямые, проведённые из центров пищалок, пересекаются на расстоянии примерно 12-15 дюймов за плоскостью моих ушей - т.е. со своего места мне немного видна внутренняя часть кабинета. Мои уши находятся чуть ниже пищалок. Показания моего Gold Line RTA подтвердили две важные вещи: в этом месте частотная характеристика имеет ровный вид в широком диапазоне частот, и я услышал вполне приличную 45-герцовую ноту. "Ну что ж, пока всё хорошо", - сказал я себе, садясь слушать. Свою рецензионную пару я уже раньше использовал, так что никаких крупных дополнений не понадобилось. Эталонная система состояла из CD-привода Meitner, подключённого к незаурядному конвертеру DA-217 Mk2, который в свою очередь соединялся со столь же незаурядной парой Reflection Audio OM-1 и LAMM ML2 (никаких прилагательных тут не требуется). Сначала я слушал на кабелях Discovery, и был более чем удовлетворён, однако на поздних стадиях оценки заменил их на многообещающую новую серебряную разработку (просто очень хотелось её послушать) от новичка аудиоиндустрии Джеффа Смита из фирмы Silversmith Audio. Круто! Но об этом в другой раз. Я помню, что звук был просто грандиозен! Непринуждённая прозрачность и быстрая динамика - это как раз то, что мне нравится (кстати, именно поэтому в качестве эталона я использую Verity Audio Parsifal Encore), и я получил то, что хотел, в полном объёме. Эти колонки имеют удивительную способность образовывать в моей комнате обширное, детальное и динамичное звуковое пространство. Они звучат очень "открыто", что, безусловно, находится в противоречии с физическими размерами колонок. Верхняя область чрезвычайно приятна; средний диапазон также звучит очень мило, притом точно и подробно. Особенно хорошо воспроизводились вокальные партии - они характеризовались пробирающим до костей присутствием и непосредственностью. Я был поражён естественностью Дианы Кралл и Сары К. и шипящими звуками Софи фон Оттер и Сесилии Бартоли - однако шипящие Патриции Барбер, Холли Коул и Ребекки Пиджон показались такими же ненатуральными и неприятными. Надо сказать, что не все из этих записей можно отнести к величайшим (а может быть, они не в вашем вкусе), но с их помощью можно отметить один важный момент. Мы, люди, знаем, как звучат естественные шипящие звуки - мы ежедневно слышим их - так что нам легко отличить естественный звук от неестественного. Средний диапазон частот характеризовался хорошим напором и достаточным весом, но (чего и следовало ожидать) мне всё же хотелось бы услышать немного более громоподобный бас. Но, так или иначе, слушать эти колонки - это волнующее переживание, и они безусловно оправдывают возлагавшиеся на них надежды.

Я рассказал своему другу Сэму Теллингу о том, как мне понравились Aliante One и что я не могу перестать удивляться их поразительной способности к воспроизведению голоса. Сэм перешёл на самый свой профессорский тон: "Это неудивительно. Итальянские колонки настроены на голос. Волшебники голоса…подумай об этом! Все они хорошо справляются с голосом…Aliante, Sonus Faber…все они любят арии! Даже твои старые ESB неплохо воспроизводили голос!" Нанеся этот последний удар одному из моих былых предметов гордости, он захихикал. Запинаясь, я представил своё старое оправдание: "Ну, Дагу Саксу тоже нравились ESB…" Сэм ничего не ответил, и мне кажется, в этом есть смысл.

После многократных прослушиваний Aliante One у меня стала появляться лёгкая неудовлетворённость областью нижних СЧ/верхних НЧ. В ней как-то не чувствовалось положенной полноты, или теплоты. Припомнив старые ощущения от ещё более маленьких мониторов, установленных на подставки на открытом воздухе, я решил присмотреться к подставкам Vela. Подставка представляет собой алюминиевую трубку высокой жёсткости, заполненную лёгким волокнистым материалом - следовательно, имеющую очень малые массу и вес. На обоих концах трубки закреплены тонкие пластины - на одной стоит колонка, другая лежит на полу. От заднего края верхней пластины к переднему краю нижней элегантной кривой проходит изогнутая пластина из ДСП. Когда колонка стоит на верхней пластине, её окружает пустота, и припомнив старые времена Wilson Watt (ещё до подставок pi-beard и Gibraltar), я понял, что это может привести к провалам в нижних СЧ/верхних НЧ.

Маленькой колонке вполне может пойти на пользу более широкая отражательная доска (baffle) (для укрепления и разделения границ), чтобы добиться полных и насыщенных средних и более низких частот. Может быть, тут имеет место тот же феномен? Я перевернул подставку. Совсем другое дело! Я тут же был вознаграждён гораздо лучшими средними частотами и басом. Звук стал полнее и насыщеннее. Возбуждённый этим результатом, я решил попробовать в качестве подставки вуфер Parsifal, по высоте почти точно такой же, как Vela. Его поверхность твёрдая и плоская, и я установил кабинеты обоих колонок вровень друг с другом. Вуфер был направлен назад, а чтобы исключить движения диффузора, я закоротил соединительные контакты.

Это оказался хороший ход, и меня очень порадовало получившееся в результате улучшение звука. Итак, критические замечания по поводу этого комплекта весьма просты. Aliante One - это совершенно чудесные маленькие колонки со сверхъестественной способностью к воспроизведению человеческого голоса и созданию невероятно широкого и глубокого звукового пространства (даже в большой комнате) с убедительными прозрачностью и динамикой. Би-подключение ещё более усиливает эти качества. Входящая в комплект подставка Vela выглядит элегантно, но не так уж элегантно звучит. Я бы советовал найти какой-нибудь другой способ установки этих колонок. Общий совет тем из вас, у кого мини-колонки на подставках: поэкспериментируйте с твёрдой и ровной поверхностью непосредственно под колонкой, которая служила бы продолжением переднего отражателя. Увидите, как изменится низкочастотная отдача. Может быть, вам придётся слегка изменить расположение колонок, но игра стоит свеч. В звуковом (но не в эстетическом) смысле очень жаль, что в комплект Pininfarina входит подставка Vela. Без неё эти великолепные колонки были бы дешевле и соответственно выгоднее. Однако, может быть, довольно просто будет изменить конструкцию изогнутого куска ДСП, что должно привести к более правильному звуку, не жертвуя эстетической ценностью. Но так или иначе, хоть это и довольно дорогой комплект, он имеет немалую ценность - особенно если вы предпочитаете оперу, вокальную или камерную музыку. Это сама по себе сильная рекомендация. Колонки Aliante - это совершенно особое изделие!

2

PERFORMANCE

То мнение, что все аудиоустройства работают лишь настолько хорошо, насколько им это позволяют соединения, Fisch-Audiotechnik "Performance"становится всё более общепринятым. Это справедливо как для межкомпонентных соединений, так и для сетевых шнуров, что весьма впечатляюще демонстрирует то легко распознаваемое на слух улучшение звука, которое создаёт шнур сетевого питания "Performance".

"Performance" претендует на место среди самых лучших моделей сетевых соединений. Это самый мощный высококачественный шнур, когда-либо созданный фирмой Fisch-Audiotechnik. Эта выдающаяся серия сетевых кабелей была разработана, основываясь на многолетнем опыте в области техники линейных фильтров, притом с первого взгляда можно заметить лишь малую часть всех нововведений.

Самая заметная часть силовых кабелей Performance - это разнообразные фильтрационные элементы. Для достижения широчайшего демпфирования в области высоких частот применяется до девяти разных ферритовых сердечников, и эта исключительная широкополосная фильтрация достигается только при помощи их комбинации. Фильтрация начинается на сравнительно низких частотах, но всё ещё заметна даже на частотах выше 1 ГГц. Благодаря использованию тщательно отобранных материалов получился весьма эффективный фильтр для всех высокочастотных искажений. Нежелательные ВЧ-сигналы, возникающие на гребне чистой синусоидальной волны переменного питания, просто преобразуются в безвредное тепло.

3

Здесь совершенно отсутствуют порождаемые разными фильтрационными приёмами и часто вызывающие опасения потери динамики, Fisch-Audiotechnik "Performance"возникающие при воспроизведении музыки. Кроме того, токопроводники защищены от новых ВЧ-интерференций экранами большой площади. В результате воспроизведение музыки чрезвычайно выигрывает - музыка начинает звучать более детально, прозрачно и чисто.

Один из важных факторов, влияющих на работу кабеля - это полное сопротивление; отсюда простой вывод - чем оно меньше, тем меньше и негативное влияние. Поэтому мы уверяем вас, что очень малое полное сопротивление наших проводников не наложит ограничений на протекание тока. Даже если сетевой шнур Performance будет соединён с большим первоклассным усилителем мощности, не будет и следа динамических потерь. Басовая часть вашей музыки будет воспроизводиться мощно и очень точно.

Высочайшие звуковые качества шнура Performance - это результат не только каких-то отдельных выдающихся особенностей. Поистине великолепным его делает лишь гармоничное сочетание многих отдельных условий. Только благодаря высочайшим стандартам качества продукции все хорошие свойства материалов поддерживаются на том же самом высоком уровне. Строгий контроль качества гарантирует постоянное поддержание всех исключительных качеств материалов.

Сетевые шнуры Performance выпускаются в трёх разных вариантах. Performance 1 снабжён одним подавляющим элементом, Performance 2 - двумя, при этом в целях широкополосного ВЧ-демпфирования сердечник каждого из элементов сделан из особого материала. Модель Performance 3 предпочтительна для применения в очень высококлассной аудиоаппаратуре. Три её специально адаптированных подавляющих элемента обнаруживают все скрытые резервы любой высокоточной аудиотехники.

Сетевые шнуры Performance выделяются среди большого числа имеющихся интегрированных подавителей. Для изготовления сердечников наших подавляющих элементов мы применяем разнообразные материалы. Это приводит к точно очерченному демпфированию во всём диапазоне радиочастот. Немалые затраты на изготовление подавляющих элементов и их точнейшая установка на сердечник обеспечивают долговременную стабильность и максимальный эффект фильтрации.

Приобретая сетевой шнур Performance, вы покупаете великолепное связующее звено между вашим источником питания и аудио компонентами. Краеугольными камнями этого первоклассного кабеля являются высокоэффективные подавляющие элементы в сочетании с хорошим экранированием и высококачественными материалами. Его звуковой характер можно описать как весьма тёплый - да и во всех других отношениях звук только выигрывает. Особенно хорошее звучание обеспечивает сетевой кабель Performance 3 - в НЧ-области он даёт плотный и мощный бас. Замечательны и усовершенствования в области средних частот - музыка звучит плавно и живо. В ВЧ-области с высокой точностью воспроизводятся самые мельчайшие детали. Музыка вновь обретает жизнь - благодаря этой новаторской разработке сетевого шнура, выполненной и изготавливаемой исключительно фирмой Fisch Audiotechnik.

4

Фильтры сетевого напряжения AFL.     

Когда в 1996 г. публике была впервые представлена линия AFL, никто не ожидал, что это станет началом чрезвычайно успешного модельного ряда. Из члена "узкого кружка" убеждённых меломанов AFL превратился в один из ведущих модельных рядов в области АС-фильтрации. Исключительно высокий коэффициент эффективности, высокое качество при большой долговечности и неизменной цене.

Нами была усовершенствована техника фильтрации и найдено практическое решение проблемы нескольких фильтров в одной стойке питания (power bar). Таким образом, была достигнута наша цель - всегда создавать наилучшие фильтры для самых разнообразных задач. Нам пришлось своими силами создать АС-фильтр с превосходной характеристикой демпфирования и практически не имеющий внутреннего резонанса - дело в том, что все имеющиеся в продаже АС-фильтры просто недостаточно хороши. Теперь же часто упоминающиеся опасения потерь динамики могут уйти в прошлое. Мы оборудуем наши стойки питания фильтрами, специально созданными для использования в аудиотехнике; они выпускаются в 3-х вариантах - с двумя, шестью и восемью гнёздами.

Итак, зачем же нужен фильтр сетевого напряжения? В идеальном варианте, напряжение переменного питания (в зависимости от того, где вы живёте) должно составлять 230 или 115 В, а частота питания (в большинстве случаев) - 50 Гц. К сожалению, в реальном мире так никогда не бывает. Качество переменного питания сейчас низко как никогда - и продолжает постоянно ухудшаться. Переменное питание представляет собой супергетеродин со всевозможными ВЧ-сигналами, возмущающими и искривляющими синусоидальную волну питающего напряжения. Всё это нежелательные сигналы, и их не следует допускать в аудиокомпоненты с переменным питанием. Если вы хотите получать от любого высококачественного аудиокомпонента истинное качество, то вам просто необходимо чистое питание без возмущений. Интерферирующие сигналы легко проникают в аудиотракт и смешиваются с звуковым сигналом, ухудшая его качество. Это легко обнаружить по жёсткому и шероховатому звучанию верхней части спектра. От этого страдает даже бас - он теряет очертания и становится грязнее. В результате музыка не может звучать плавно и непринуждённо. Возмущения иногда бывают сильнее иногда меньше, если ваша аппаратура звучит в разные дни по-разному, то можете быть уверены, что она страдает от высокочастотной интерференции.

Фильтры питания AFL выполняются в разнообразных вариантах, чтобы более точно удовлетворить ваши потребности. Выходные цепи могут не иметь фильтра - это вариант для компонентов со встроенным АС-фильтром. Существуют системы фильтрации как для аналоговых, так и для цифровых и видео- компонентов. Практически все возможные комбинации могут быть встроены в одну стойку. Все возможные взаимодействия между разными группами фильтров уверенно подавляются при помощи дополнительной развязки. Возможно, собрать любую желаемую комбинацию групп фильтров или нефильтруемых прямых выходов - комбинация прямых выходов даёт вам возможность подключать компоненты со встроенными фильтрами в ту же самую стойку. В противном случае уже отфильтрованное напряжение будет отфильтровано ещё раз, что приведёт к негативным последствиям.

Наши эксперименты, измерения и слуховые тесты показали, что каждой группе компонентов требуется специфичная индивидуальная фильтрация. Усилителю мощности требуется фильтр, способный пропускать сколь угодно большой ток - он должен реагировать, как короткий, но толстый провод. Даже лучшие трансформаторы и электролитические конденсаторы не могут заблокировать прохождение любых радиочастот - их нужно отфильтровывать. Такой фильтр должен иметь не малую частоту излома, а малое сопротивление. Это достигается оптимизацией характеристик фильтра и использованием проводов большого диаметра. Таких фильтров не найдёшь в каталогах - их нужно разрабатывать самостоятельно. Цифровым аудиокомпонентам и видеоаппаратуре требуется другая техника фильтрации - этим устройствам необходима хорошая защита от взаимовлияний, чтобы исключить все реактивные эффекты в переменном питании; эти компоненты нужно очень тщательно изолировать друг от друга. И цифровая аудио-, и видео- техника имеют свои собственные (и притом разные) спектры интерференции, что также нужно учитывать.

Как видно из вышесказанного, все необходимые требования не могут быть удовлетворены при помощи одного покупного фильтра. Тут нужна чёткая адаптация к вашим собственным требованиям, что и делается фильтром питания AFL. Многие прочие решения, построенные на основе единственного фильтра, не дают гибкости и качества, требуемых нашим системам. Фильтр питания AFL защитит все ваши аудио- и видео-компоненты от любых потерь, вызванных ВЧ-интерференцией. В качестве дополнительной меры безопасности для ценных Hi-Fi-компонентов нами предусмотрена защита от резких скачков и выбросов напряжения.

Выдающееся качество работы AFL, расположенного в тщательно изготовленном полностью металлическом корпусе, с его отлично сбалансированными фильтрами, вновь и вновь подтверждается всеми ведущими немецкими аудио-журналами:

Hi-Fi & Records, март 1999:

"…Fisch внёс в музыку немного больше точности и более глубокий, вполне удовлетворительный бас. Временное и пространственное чувство тонких деталей было замечательно, как и великолепная подробная динамика."

Stereo, март 2001:

"Особенно превосходным было ВЧ-демпфирование в фильтре питания Fisch" "Неукоснительно точно выполненный фильтр питания Fisch определённо придал музыке большую красочность и плавность. Трёхмерный эффект усилился, а верхние частоты потеряли всю резкость, особенно на цифровых выходах. Настоятельно рекомендуем использовать шнур питания соответствующего качества."

До следующей встречи, уважаемые.

Федорив Андрей