Личное письмо Roberto Della Curti владельца и разработчика акустических систем Royal Device
20 августа 2002 года
""Дон Хуан спокойно и собрано смотрел на меня. Я избегал его взгляда. А потом он заговорил. Он произносил слова очень четко. Речь его лилась гладко и металлически бесстрастно. Он сказал, что я жалко и лицемерно веду себя по отношению ко всем. Что отказываюсь вести собственные битвы, а вместо этого копаюсь в чужих проблемах и занимаюсь чужими битвами." Карлос Кастанеда " Путешествие в Икстлан"
Доброго дня, уважаемые дамы и господа!
Стандартная человеческая жизнь. Детский сад. Школа. Институт (иногда можно пропустить) Семья. Работа. Пенсия. Этакая Колея. Внутри этой большой колеи траншеи поменьше. (Жена обычно с вашего курса. Никто не ищет свои идеал, даже не задумывается об этом. Всё случается само собой). Это то, чему нас научили и мы воспринимаем как данность. Приходить каждый день на работу, решать поставленную задачу…
Но некоторые люди прокладывают новые пути. Кто лишь немного в сторону, а кто уж совсем перпендикулярно. Но в любом случае для этого нужно остановиться и задуматься.
Джордано Бруно и Галилео Галилей. Джордано, взошедший на костер ради истины. Галилео, громогласно заявивший, к радости фанатиков, что Земля плоская. Понимал, что никакими словами форму Земли изменить нельзя. Я сегодня, для эксперимента, заходил к соседям, (напротив живет большая семья) и с порога громко заявил, что сделал открытие: Земля на самом деле плоская и я сейчас могу им это доказать. Сначала подумали что шучу, потом шарахнулись, как от больного проказой. Меня не выслушали, не попросили предъявить доказательства. Но я почувствовал, что если буду упорствовать, то пойду на костер электрошока, как Джордано или придется отказаться, как Галилео. Да, сейчас уже другая колея, а та, которая была во времена инквизиции, заросла крапивой.
Теперь немного о другом. Мне всегда было интересно побольше узнать о разработчиках аппаратуры. Почему они спроектировали так, а не иначе, об их взглядах на жизнь, отношении к тому, что происходит в индустрии High-End, об отношении к жизни. Что считал главным в музыке и пытался донести до нас посредством своего изобретения инженер. Это помогало больше понять какие-то аспекты звучания аппаратуры, а через неё и саму Музыку.
В нашей сегодняшней рассылке личное письмо Роберто Делле Курти (Mr. Roberto Delle Curti), президента итальянской компании Aliante и разработчика линии акустики Royal Device. Письмо немного пришлось купировать из-за его приватного характера, но надеюсь, что ни это, ни некоторая спорность высказываний не помешает почувствовать тот свежий ветер, который дует из этих строчек.
...
Я вложил в посылку CD-ROM. Я знаю, что Прато уже снабдил Вас брошюрами Aliante, однако для линии Royal Device подобных брошюр не имеется. Раньше мы делали их, но потом отказались от этого, решив опираться на Интернет. Как уже говорилось, это связано с тем, что наша продукция (в особенности модели Laura и Diana) постоянно конструктивно совершенствуется, и брошюры устаревали бы прежде, чем мы успевали бы их разослать - а это не дело.
Мы не считаем это "коммерческой продукцией" - я объясню это ниже.
По поводу Франкфурта. (Я спрашивал, будет ли Роберто присутствовать на Hi-Fi выставке во Франкфурте. прим. автора)
Нет, меня там не будет. За несколько последних лет мне порядком наскучили ярмарки, потому что там ничто не звучит, как положено; это яркая демонстрация неприемлемого подхода - "я здесь для того, чтобы что-нибудь вам продать"…
Если Вам действительно хочется послушать что-нибудь неслыханное, то как-нибудь приезжайте в Италию - это будет лучше десятка ярмарок, на которые Вы ездили, и вернулись неудовлетворённым.
Я знаю, что Вам нужны изделия, которые Вы могли бы продавать и зарабатывать на этом деньги, но ведь во всём этом нет смысла. Я "инженер по аудиосистемам", и я против того, чтобы собирать вместе те или иные изделия только для того, чтобы сказать - "эти ламповые усилители можно подключить к этим колонкам, или лучше использовать вот этот CD-проигрыватель, или эти кабели…"
Этого никто не сможет сделать, потому что каждый изготовитель производит только усилители, или CD-проигрыватели, или колонки, или кабели. В конечном итоге - все могут что-то делать, но не знают, как заставить систему работать (так и с автомобилями - кто-то делает двигатель, кто-то шестерёнки, кто-то электронные части, кто-то - кузов, но чтобы получить "Феррари", нужна настоящая команда), а на ярмарках видишь дистрибьюторов, которые обычно совмещают изделия разных торговых марок, чтобы снизить накладные расходы.
В конце концов, никто из этих торговцев не является "системным инженером по звуку", так что…они берут то, что у них есть на продажу; подключают и пытаются получить самый лучший результат. Получить его никогда не удаётся, а если что-то удаётся, то они не понимают почему.
Есть немало хороших аудио-инженеров, но мне кажется, что ни у кого не было возможности создать полную систему и посвятить несколько лет тому, чтобы получить по-настоящему хорошее звучание. Обычно у этих инженеров дома есть стереосистема и в своих исследованиях они отталкиваются от неё, другие делают это на заводе, но их враг - время. И та аудиосистема, что достаётся клиенту, в конце концов, представляет собой выбор розничных торговцев, старавшихся заработать как можно больше… но в этом случае качество звука просто жуткое. Мне приходилось слышать аудиосистемы за 450000 евро, которые вообще ничего не воспроизводили - полная дрянь. Я сделал бы лучшую систему, имея в распоряжении всего 2000 евро.
Я потратил годы на поиски причин плохого воспроизведения звука, и смог определить разные типы искажений в аудиосистемах, которые никогда не обсуждались в книгах и журналах (а если и обсуждались, то авторы не понимали сути темы или рассматривали её неправильно - поэтому такие искажения до сих пор, как вирус, оказывают пагубное влияние на любую коммерческую аудиосистему).
Эти искажения присущи всем аудиосистемам, изготавливаемым коммерческими фирмами - начиная от сопряжения "усилитель-колонки" и заканчивая всеми предшествующими компонентами. Есть и другие погрешности, связанные с записью и мастерингом CD. Однако воспроизвести "живой" сеанс записи без искажений (или с незначительными искажениями, не воспринимаемыми слухом и не раздражающими его) возможно, и дело тут не в 16- или 20-битной оцифровке. В данном случае проблема не заключается в CD-проигрывателях и DDD-мастеринге - конечно, AMPEX 2" гораздо лучше, но он не столько нужен при воспроизведении, сколько при мастеринге.
Возвращаясь к выставкам…окончательный звуковой результат там обычно ужасен (с точки зрения "живого" сеанса записи - я сравниваю звук только с ним), и все аудиосистемы обычно ухудшают записанный звук - это очевидно. Усилители же в аудиокомнате Royal Device были спроектированы и разработаны по специальному техническому заказу, чтобы эксплуатироваться с двадцатью колонками Laura (мы используем 2 пушпульных-усилителя плюс однотактные усилители на 1,5 ватта для 4 RD-рупоров). Эти усилители были специально разработаны для решения этой задачи… мы не выставляли их на рынок. Мы выбрали наилучшие решения - лучшие специальные лампы, лучшую выходную мощность, лучшее выходное сопротивление выходного трансформатора и т.д… всё лучшее с научной и аудиофильной точек зрения (и сейчас я говорю только об усилителях). Но для би-варингового подключения к колонкам Laura и Diana не может быть ничего лучше - даже если взять ONGAKU или что угодно ещё. Конечно, при использовании би-ампинга качество звучания будет выше, но и тогда вам понадобится подключить всего лишь ещё один однотактный усилитель и удалить фильтр RD-рупора. Фильтрация на входе однотактного усилителя будет осуществляться всего одним конденсатором.
Аудиокомната в полном комплекте стоит как ламповый моноусилитель GAKOUN AUDIO NOTE, но звучит неподражаемо, даже при использовании 2-х GAKOUN'ов, к которым ещё неизвестно какие колонки подключать (может быть, AUDIO NOTE?:-). Окончательный результат в вашей комнате также неизвестен… но это однозначно не даст Вам 110-112 Дб на 1 ватте (или 105 на расстоянии 6 метров) или при использовании пикового значения мощности питания 1 Вт…для воспроизведения настоящих "живых" уровней громкости на расстоянии 6 -7 м.
Термин "истинное воспроизведение звука" не следует смешивать с "продаваемыми или производимыми изделиями"… это абсолютно разные вещи. Я предпочитаю первую. Это как "продавать автомобили" и полностью разработать "Феррари" для "Формулы 1" и выиграть на ней чемпионат мира - притом "Феррари" обычно не продаются, а используются для определённой цели, т.е. победы в гонке. Для того, чтобы добиться этого результата, всё должно быть идеально во всех аспектах (или крайне близко к идеалу). Такая же разница между людьми, выбирающими аппаратуру, чтобы слушать музыку и людьми, покупающими вещи со звучными названиями, которыми можно было бы похвастаться перед друзьями.
Для меня тут до сих пор есть большая разница - мне доставляет удовольствие заниматься исследованиями, и мне всё равно, сойдёт ли мир с ума в аудио-области.
Всего наилучшего,
Роберто Делле Курти.
Теперь небольшой анонс. В следующей рассылке я раскажу о самом грандиозном проекте мистера Роберто Делле Курти.
Всех благ.
Федорив Андрей