Восприятие света и цвета человеком и не только им в домашнем кинотеатре и вне него. Часть 2

21 февраля  2001 года

Доброго дня, уважаемые дамы и господа.

Сегодня у нас вторая часть статьи «Восприятие света человеком и не только им в домашнем кинотеатре и вне него».

Продолжаю.

Зрение, как реакция на свет присутствует у большинства жителей Земли. Простейшие бактерии изменяют свое поведение в зависимости от освещенности. Растения поворачивают листья в направлении источника света. Логично предположить, и это согласуется с теорией Дарвина, что глаз развился как орган для ориентации организма в пространстве, наполненном светом. То есть свет первичен, а глаз возник, как следствие приспособляемости организма к внешним условиям. Но в хорошем детективе — а разгадывание законов природы таковым и является — в момент, когда все становится понятным, обязана появиться дополнительная информация, которая опровергает сделанные выводы. Вводим дополнительную информацию. В глубинах океана, там, куда не проникает свет, девять десятых обитателей имеют глаза. Притом самые большие в мире глаза, считая относительно соразмерности с телом. Чтобы глаза пригодились, животные из глубин имеют люминесцирующие органы, которые они используют как осветительные приборы. У некоторых они на усиках, у других похожи на фары и находятся под или над глазами. При опасности глубоководные обитатели или выключают свет, или — у кого он не выключается — закрывают светящиеся части непрозрачными пластинами, исчезая во тьме. Поставим знак вопроса: что было первичным свет или глаз, и поднимемся из глубин наверх к человечеству.

Видимая часть спектра начинается с красного цвета. Перед красным идет инфракрасный, которого люди уже не видят. И это совершенно логично, дело в том, что все нагретые предметы излучают в этой части спектра, в том числе и человеческие тела и, что особенно важно, хрусталик глаза. Поэтому, если бы люди могли видеть в инфракрасном спектре, они бы увидели свечение собственного глаза, и это свечение, закрыло бы весь остальной мир.

Противоположная сторона видимого спектра заканчивается фиолетовым цветом, за которым следует уже невидимый людьми ультрафиолетовый. Сетчатка глаза еще может воспринимать в этой области, но хрусталик непрозрачен для ультрафиолета и работает как фильтр. Кроме хрусталика роль фильтра ультрафиолетового излучения солнца выполняет озоновый слой атмосферы, поэтому на поверхности Земли в ультрафиолетовом спектре почти полный мрак. Это неплохо, поскольку ультрафиолет разрушает живые клетки. Также интересно, что невидимый ультрафиолет вызывает в хрусталике фиолетовое свечение, которое мы видим как размытые ореолы или фиолетовый туман вокруг ультрафиолетовых источников. Поскольку свечение идет из самого хрусталика, резко увидеть лампу с таким излучением невозможно. Многим такой эффект знаком по ночным клубам и дискотекам, где чаще всего используются ультрафиолетовые лампы. Более мощные лампы применяют для бактерицидной обработки помещений.

Считается, что спектр имеет семь основных цветов. Такое количество цветов ввел Исаак Ньютон, будучи приверженцем какой-то эзотерической школы, он считал, что мир построен на основе закона октав, где главная цифра семь. До этого момента в разных странах основными считали от трех до пяти цветов. В Англии, например, основными считали три цвета: красный, желтый и синий.

Человек обладает цветным зрением. Это значит, что он различает, в какой области спектра он получает световую энергию. Но свет с одной длинной волны встречается в природе редко, и почти всегда, цвет в природе это набор световых волн разной длины. Такой набор волн называется спектральным составом. Но люди ощущают сочетания волн как один результирующий цвет. Наложение двух и более цветов разной длины волны мы принимаем за один цвет. Этому недостатку восприятия цвета человеком мы обязаны существованием живописи, фотографии, кинематографии, в том числе и кинотеатров домашних и общественных. Возможно, кто-то помнит с детства, что, если сначала на белом листе почеркать желтым карандашом, а потом поверх этого синим, получится зеленый цвет. А все потому, что длина волны зеленого цвета лежит посредине между синим и желтым.

Например, мы решили нарисовать картину или еще лучше раскрасить маскировочный халат. Смешивая краски, попали в цвет идеально, как нам кажется, например, пожухлой травы и легли на нее и никто из людей нас не видит, но если посмотреть на нашу работу в спектрометр (прибор, который показывает, каких длин волны излучает объект), можно заметить, что набор частот волн настоящей травы будет сильно отличаться от нашего маскировочного халата. И обмануть мы смогли только того, кто видит таким же, как и мы, образом, усредняя частоты видимого света. А вот маскировочная окраска животных почти точно совпадает со средой, под которую они маскируются не только по внешнему виду, но и по спектральному составу. И это вызывает догадку, что не все животные воспринимают цвет как человек — усредняя. В противном случае заяц, так качественно меняя шерсть два раза в год, выполнял бы безумно много лишней работы. Но необходимо признать, что способ восприятия цвета человеком не столь уж плох, иначе, отобразить внешний мир, хотя бы для себя самих, было бы крайне проблематичной задачей, разве что только линиями, очерчивая предметы по периметру, что и делал первобытный человек, рисуя на скалах. Поскольку повторить спектральный состав цвета выбранного предмета (той же травы) практически нереально, а благодаря нашему восприятию, смешивая цвета и усредняя полученное в уме, несложно добиться желаемого.

Следовательно, когда мы творим и что-то создаем, мы делаем это только для себе подобных, то есть существ, воспринимающих и обрабатывающих световые волны аналогичным нашему восприятию способом. И если смотреть на шедевры человеческих мастеров нечеловеческим глазом, то там не увидеть ни отраженной реальности, ни игры цвета и света, поскольку в других , нечеловеческих глазах, цвет и свет играют совсем по-другому, если вообще играют. Та же история и с цветной фотографией, при том все равно с аналоговой — пленочной или с цифровой, с мониторами (они же телевизоры) и проекторами. В подавляющем большинстве случаев используются три цвета определенных длин волн и их комбинаций. Иллюзия похожести на реальность создается у людей в голове. А отнюдь не на экране. Где, если посмотреть через спектрометр скачут только три крутых пика — красный, синий и зеленый.

Продолжение следует.

Желаю Вам, благ в достаточном для здоровья количестве.

С уважением, 

Федорив Андрей