Исследование чувства красоты. Часть 2
21 июня 2008 года
Доброго дня, уважаемые дамы и господа.
Сегодня мы продолжаем изучение восприятия красоты и работы сознания.
Три секунды — очень важный интервал в работе мозга, именно этот интервал является «сейчас» для человеческого сознания. То есть временную последовательность событий сознание разбивает на интервалы по три секунды и перепрыгивает с таким шагом из данного настоящего в следующее настоящее. Это связано с тем, что разные типы поступающей информации обрабатываются с разной скоростью. Общие формы, разделение объектов между собой, трехмерная картина, исправление перспективы, фактура, цвет, звук, разделение звуков и выделение речи и еще много всего, все это обрабатывается одновременно, но с разной скоростью. В сознании имеется буфер, который накапливает перерабатываемую информацию, и когда самая «медленная» информация после обработки догоняет самую «быструю», буфер передает весь обработанный пакет в следующую инстанцию. Этот процесс занимает именно три секунды. Из буфера пакет информации поступает в отдел, который планирует будущее на основе прошлого опыта и поступившей информации. Таким образом, каждые три секунды сознание отвлекается на несколько миллисекунд, в течение которых приходит решение, что делать дальше. (Даже если мы расслабленно пьем кофе с красивой девушкой, и нам кажется, что думать в такой приятный момент излишне). В это время «говорящий» замолкает, а «слушающий» не слышит. Если брать простейший пример двух собеседников, то обычно работа буферов у них не синхронизирована, то есть их «зависания» не попадают в такт друг друга. Настройка, синхронизация буферов может происходить по-разному. Хороший оратор, например, делает ударения или остановки каждые три секунды и постепенно может перевести многих людей на частоту работы своего буфера. То же самое делают поэты, декламируя свои стихи. Помните, как читает стихи Вознесенский или Евтушенко? Три секунды — пауза — три секунды — пауза. Маяковский — «Я достаю из широких штанин» — три секунды — сброс информации — слушаем дальше — и наши буферы уже синхронизированы с поэтом. Практикующие эриксоновский гипноз наоборот подстраивают частоту работы своего буфера под чужой, начиная с синхронизации своего дыхания с дыханием пациента. Некоторые начинающие мистики после прочтения популярных книг по саморазвитию стараются попасть в «вечное сейчас» и остаться при этом самим собой, не понимая, что просто пытаются нарушить работу мозга — сохранить вменяемость и при этом отключить работу буфера маловероятно. Как только буфер перестанет работать, они увидят — услышат — почувствуют хаотический шум, ибо такова реальность без интерпретации. И действительно не будет ни прошлого, ни будущего, ибо нельзя запомнить хаос и на основе его сделать прогноз.
И снова возвращаемся к построению абстрактных моделей. При обучении детей используются упрощенные имитаторы реальности: сказки, мультфильмы, кукольные спектакли. Убирая, таким образом, большую часть информации проще научить маленького человека строить свои первые абстрактные модели реальности, пускай пока и учебной. Интересно, что мозг ребенка и сам отбрасывает часть информации об окружающем мире, оставляя только те объекты, с которыми он постоянно взаимодействует. Окружающих людей они воспринимают без туловища, поскольку по большей части дети взаимодействуют с головой и конечностями других людей. Такая головоногость свойственна рисункам маленьких детей. Если взрослые в основном рисуют с фоном и более-менее подробно, то на рисунках детей в пустом пространстве висят, реже стоят на поверхности, один-два головоногих человека. Таков наш мир глазами детей, вернее их сознанием. Дети по много раз слушают одну и туже сказку, каждый раз переживая перипетии с чистой страницы, поскольку история для них действительно реальна, а прогнозирование событий, даже такое простое как повторение, для них пока не доступно.
Когда подростки слушают простую популярную музыку, они при этом учатся, пускай и неосознанно, выделять в ней абстрактные части, которые впоследствии, через несколько лет, станут им неинтересны по причине того, что мозг сможет легко прогнозировать дальнейшее развитие мелодии. В этом случае количество обрабатываемой информации уменьшится, и многие из них обратятся к более сложной музыке, которая не будет вызывать скуку. Через какое-то время этот процесс, скорее всего, повторится..., потом еще раз и еще, но это в идеале. А на самом деле с музыкой в какой-то момент происходит остановка. Это когда старая музыка уже разгадана и навевает скуку, а более сложная не может заинтересовать, поскольку мозг не способен разгадать ее внутренние закономерности. Аппаратура High-end, помогая лучше уловить тонкости, служит инструментом, способствующим развитию восприятия человека, усложнению работы его мозга и таким образом прогрессу человечества в целом.
Таким неожиданным поворотом заканчивается вторая часть.
Приглашаю Вас на страницу романа «Смерть и Лето».
Всех благ,
Федорив Андрей