Настройка винилового проигрывателя. Часть 2

2 августа 2004 года

Сегодня у нас вторая и последняя часть инструкции о настройке винилового проигрывателя.

Вопрос: зачем настраивать виниловый проигрыватель?

Ответ — чтобы лучше звучали записи на пластинках — не проходит из-за своей банальности. Ответ — чтобы не было жалко потраченных на него денег — тоже не вызывает доверия. Сколько денег мы выбрасываем на ветер, ни коим образом об этом не беспокоясь. Так зачем же? Увы, точно не известно. Возможно потому, что это приятно. Настройка проигрывателя близка рыбалке, охоте, походам за грибами, чайной церемонии, но больше всего практическому изучению Кама-сутры. Здесь много общего, но есть и отличия. Теоретически изучать данные процедуры не стоит, очень желательно иметь проигрыватель винила и любимого человека. Это, во-первых. Нет, пожалуй, это во-вторых, во-первых, нужно иметь терпение. Да, терпение и запас чувства юмора. Потому как настройка может не только затянуться, но из-за неаккуратности или невнимательности можно ещё и сломать проигрыватель, тонарм или дорогую головку. Такие случаи не редки и некоторые из них широко известны. Но если есть чувство юмора, всегда можно заказать новую запчасть или проигрыватель целиком. Знаю, знаю дорого. Но это сущие пустяки по сравнению с тем, к чему могут привести ошибки при изучении Кама-сутры. В третьих, винил — вещь элитарная. Очень редко у кого встретишь проигрыватель винила, тем более, хороший — такой человек сразу вызывает интерес. Параллель с Кама-Сутрой проводить не стоит — здесь на лицо явные отличия. Отличия и после завершения процесса настройки/изучения. Если вам удалось настроить проигрыватель, нужны записи. И тогда вы сможете наслаждаться шедеврами Эрика Клэптона, Элвиса, Тины Тернер и даже музыкой целых оркестров и ансамблей. Сложно сказать, к чему может привести такое разнообразие после изучения Кама-сутры. Скорее всего, вряд ли к одобрению окружающих. Это, видимо, связано с тем, что артисты в своей душе самые развязанные эксгибиционисты, в отличие от остальных граждан. Отыскивать, выставлять напоказ то, в чем другие не признаются даже самим себе, их призвание. А мы с помощью столов, тонармов, фонокатриджей, как через волшебное стекло, разглядываем выставляемые ими напоказ движения души. И чем лучше мы настроили виниловый проигрыватель, тем сильнее увеличение, тем более мелкие вздрагивания, спазмы, конвульсии чужих тел ментальности мы видим, пониманием, тем более вживаемся в них. Их эго заменяет наше на мгновение, на два : Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Курт Кобейн. Рука тянется к курку: На этом месте требуется параллель с Кама-сутрой. Но я ее не вижу. Единственно возможная параллель, та, что самые глубокие переживания в жизни приводят либо к смерти, либо к блаженству. Но счастливый человек не способен создавать истинные произведения искусства. Умиротворенно улыбающийся Будда перебывает в блаженстве и бездействует. А на обложках пластинок, даже робкие пианисты отнюдь не выглядят успокоившимися. Кама-сутра и искусство балансируют нашу жизнь на странных качелях блаженства и страдания.

Жизнь загадочна и захватывающа.

Изучайте настройку винилового проигрывателя.

Всех благ Вам, Андрей

P.S. Выражаю большую благодарность Юрию Анатольевичу Макарову за помощь в приведении терминов к общепринятым и добром слове.

На этой неделе Юрий Анатольевич заканчивает фонокорректор «Фанатик». Нет сомнений, что аппарат будет из ряда вон. И границы звуковоспроизведения станут еще ближе к реальности. «Фанатик» состоит из четырех блоков и весит 80 кг. High-End не терпит компромиссов. Это единственный комментарий с моей стороны.

Стоимость «Фанатика» будет более чем высокой. Если у кого-то желания совпадут с возможностями, пишите.

Автор: Andrew Chasin



4. Высота тонарма: Часть первая

После того, как вы установили приведенный вес на максимальное значение из рекомендуемого производителем диапазона, самое время отрегулировать высоту тонарма, так чтобы трубка была примерно параллельно основанию. Вы потом установите ее точную величину в процессе настройки, но если вы приблизительно выставите ее сейчас, это сильно облегчит дальнейшую регулировку. Большинство тонармов предусматривают некоторую высоту регулировки. Недорогие тонармы, типа серии Audioquest PT, обычно поставляются с набором винтов, которые закрепляют горизонтальную трубку тонарма, что обеспечивает широкий диапазон настройки, но затрудняет возвращение к предыдущим настройкам. Более дорогие тонармы, такие как Graham 2.0 и VPI JMW имеют более изощренный механизм настройки высоты, который содержит тонко калиброванные шкалы и позволяют легко возвращаться к предыдущим настройкам. Rega RB300 является одним из нескольких в своем классе тонармов, не имеющим вообще никакого механизма настройки высоты. Тем не менее, можно поместить под тонарм небольшие прокладки, чтобы поднять его на желаемую высоту.

На данном этапе уделять слишком большое внимание высоте тонарма не стоит. Вы будете иметь удовольствие потратить кучу времени на этот предмет в дальнейшем.

5. Регулировка

На виниловой пластинке записи выгравированы при помощи режущей головки, ось держателя которого расположена по касательной к вырезаемой дорожке. Поворотный же тонарм, движущий иглу по дуге по поверхности диска, только приблизительно воспроизводит тангенциальный путь режущей головки. Подробная работа Байервальда (Baerwald, 1941) показала, что угловая погрешность иглы может быть минимизирована, если ось кантеливера иглы расположена по касательной к канавке в двух точках своего пути по дуге, а именно, в двух точках, располагающихся на расстоянии 66 и 120.9 мм от центра оси (имейте в виду, что эти цифры подразумевают, что внутренний и внешний радиус канавки не меньше 60.32 мм и не больше 146 мм соответственно, что, к счастью, встречается почти у всех пластинок). Эти два пункта обычно называют «нулевыми точками», поскольку в них достигается нулевой горизонтальный угол погрешности иглы. Для настройки позиции картриджа так, чтобы он удовлетворял условию тангенциальности в нулевых точках, можно использовать имеющиеся в продаже мерные линейки.

1

Большинство современных мерных линеек, таких как популярная DB Systems DBP-10, сконструирована так, чтобы производить настройку Байервальда по двум точкам, хотя существуют и линейки, использующие мене распространенный одноточечный метод (к примеру, настроечный шаблон, поставляемый с тонармом VPI JMW). При настройке головки по касательной с использованием любого настроечного угломера, важно помнить, что вы пытаетесь выставить положение держателя иглы, т. е. кантеливера (и, следовательно, ее самой), а не корпуса головки. Нет гарантии, что держатель расположен совершенно правильно относительно корпуса головки, так что простая настройка корпуса головки не обязательно приведет к желаемому результату. Более того, многие головки имеют непараллельные стороны, что делает тангенциальную настройку по касательным линиям нарисованым на линейке практически невозможной.

Большинство мерных линеек представляют собой просто картонные, пластиковые (или, в некоторых случаях, стеклянные) шкалы, на которых напечатаны или выгравированы нулевые точки (или точка) и линии касательной, по которым должен быть установлено положение головки. Шкалу помещают на ось вертушки (при помощи дырки в шаблоне) и располагают лицом к диску. Затем производят тонкую регулировку положения головки на держателе до тех пор, пока игла не встанет параллельно тангенциальным линиям шкалы в нулевых точках (точке). Можно облегчить эту процедуру, используя небольшое увеличительное стекло, позволяющее лучше рассматривать маленькую, почти микроскопическую иглу и ее малюсенький держатель, которые обычно оба находятся в тени корпуса головки. И это самая неприятная и долгая часть установки картриджа. Маленькие изменения положения иглы для установки ее по нулевым точкам неизменно приводят к ее сдвигу относительно тангенциальных линий — и наоборот. Оставьте винты, крепящие головку к держателю в слегка ослабленном состоянии , чтобы можно было делать едва заметные изменения положения головки. В любом случае, закрученные винты будут держать головку на месте, в то время как вы будете проверять свои действия при помощи шкалы. Когда вы все выровняете, закрутите винты держателя одной рукой, другой фиксируя положение головки. Когда вы прикручиваете головку, держать ее нужно очень прочно, поскольку поворотное усилие, возникающее от затягивания винтов, будет направлено на поворот головки относительно держателя, что портит тангенциальное положение головки.

И хотя может иногда показаться, что установка головки, которая теперь называется не иначе как «эта идиотская головка» по «этими идиотским линиями и точкам» «этой идиотской линейки», практически невозможна, утешайте себя мыслю о том, что вам осталось еще какой-то десяток часов — и можно будет слушать идиотскую пластинку.

6. Азимут

Настроив головку и протерев вертушку от пота, самое время установить азимут иглы, т.е. перпендикулярность вертикальной оси иглы к плоскости пластинки. Без правильной установки азимута выходные токи с двух генераторов головки будут неравны (при воспроизводстве сигнала с равной амплитудой в обоих каналах), что приведет к дисбалансу по каналам и сдвиге звуковой сцены влево или вправо. Тем не менее, имейте в виду, что не все тонармы позволяют изменения азимута, и здесь ярким примером является Rega RB300. Другие тонармы, например, из семейства Audioquest PT допускают грубую настройку азимута при помощи настроечного винта в основании площадки крепления головки. Более дорогие тонармы, типа unipivot от Graham , VPI, Immedia, имеют на борту изощренные системы настройки азимута, посредством одного или более грузов, превращающими установку и получение правильного азимута в определенное удовольствие.

2

Азимут можно грубо настроить, глядя в торец корпуса головки, в то время как игла будет находится в канавке. Посмотрите, не кажется ли вам, что одна сторона корпуса ближе к поверхности пластинки, чем другая? Если так, то используйте то, чем обеспечил вас производитель тонарма для настройки азимута, пока не добьетесь того, чтобы корпус головки стал параллелен (в пределах способностей вашего зрения) поверхности пластинки. Как только вы произведете грубую настройку на глаз, можно будет делать тонкую настройку при помощи измерений.

Оптимально настроенный азимут — это тот, который обеспечивает электрические сигналы равной амплитуды от генераторов головки (т.е. от её катушек), когда сигналы равной амплитуды представлены в обоих каналах записи. Таким образом, если мы проигрываем запись с одинаковыми сигналами на обоих каналах (например, монофоническая запись), но подключаем один канал в противофазе, то точная установка азимута — это такая, которая даст нулевой (или почти нулевой) выходной сигнал при суммировании двух каналов (помните, что суммирование двух сигналов, из которых один находится не в фазе по отношению к другому, приводит к отсутствию сигнала вследствие ослабляющей интерференции).

Этот тест «в противофазе» или «нулевой» может быть осуществлен несколькими способами. Если у вас есть тестовый диск, к примеру, производства Hi Fi News и Record Review (и я вам его настоятельно рекомендую), то вы можете просто использовать трек проверки азимута. На этот тестовый трек записан моно сигнал где каналы записаны в противофазе. Если ваш предусилитель имеет кнопку «моно» (которая суммирует левый и правый каналы), вы можете просто проиграть тестовый трек, использовать кнопку «моно» и настраивать азимут головки до тех пор, пока не будет слышен минимальный сигнал в динамиках.

Если тестовой записи с треком «не в фазе» нет, вы можете сделать таким образом: проиграть моно запись через инвертирующий фазу кабель производства компании «Сделай Сам». Для его изготовления купите дешевый кабель в ближайшем магазине радиотоваров, возьмите один провод от стерео пары и перекусите его пополам, и немного оголите медные проводки от изоляции. Потом припаяйте перекушенный провод «наискосок» — плюсовую жилу к минусовой жиле и наоборот. Результат замотайте изолентой и у Вас получится кабель, который инвертирует фазу одного канала. Подсоедините этот кабель к разъему вашего тонарма, а другой конец кабеля — к входу фонокорректора или фоно входу вашего предусилителя. Поставьте монофоническую запись (я использовал переиздание DCC альбома Sonny Rollins Tenor Madness) и переключите ваш предусилитель в режим моно. Теперь можно настраивать азимут головки до тех пор, пока ваши колонки не дадут нулевой (или хотя бы минимальный) сигнал.

Если ваш предусилитель не поддерживает переключение в режим моно (эта функция в последнее время как-то стремительно вымирает, и я приношу свои благодарности Audible Illusions за то, что они додумались включить ее в свой Modulus 3A), то вы можете общаться с азимутом вашей головки используя либо осциллограф (если у вас есть таковой), либо электронный милливольтметр, либо применить вышеописанное приблизительное тестирование «на глаз».

7. Прижимной вес: пересмотр

Когда уже есть грубая настройка прижимного веса и позиция головки отрегулирована, то можно использовать тестовую запись, например, превосходный экземпляр от «Hi Fi News and Record Review» для оптимизации настройки. В частности, способность головки проходить трудные пассажи может быть подстроена с применением нескольких дорожек тестового диска. Тестовые треки состоят из тестового звука (300 Гц на оба канала при +15дБ) равнораспределенного по поверхности пластики, чтобы измерить насколько хорошо система тонарм/катридж справляется с отслеживанием канавки. При максимальном прижимном весе из рекомендованного производителем диапазона воспроизводимые звуки должны быть чистыми, без каких-либо слышимых признаков искажений. Имейте в виду, что искажения только в одном канале скорее всего является результатом неправильной установки антискейтинга (о нем см. ниже), чем проблемой с прижимным весом картриджа, памятуя, однако, что антискейтинг необходимо изменять при изменении прижимного веса (только для некоторых головок вообще не используется антискейтинг). Если в одном канале сигнал стабильный, а в другом — нет, то не стоит увеличивать прижимной вес, пытаясь компенсировать разницу. Скорее всего решить эту проблему нужно с помощью настройки системы антискейтинга.

Теперь можно плавно уменьшать прижимной вес до тех пор, пока он не достигнет минимального значения, при котором проигрывание тестовой записи звучит хорошо. Полученный вес является золотой серединой между весом хорошего сцепления с дорожкой и приемлемым износом записи. Конечно, изменения прижимного веса меняет отклонение кантеливера по отношению к плоскости пластинки. (Вы скоро поймете, что в деле настройки картриджа изменение любого параметра влияет на все остальные параметры). Зафиксируйте положение головки и перепроверьте прижимной вес и азимут, пока вам это еще не осточертело. Если старый CD проигрыватель в углу вдруг начнет казаться вам чертовски привлекательным, не отчаивайтесь, у вас обязательно получится!

8. Anti-Skate

Последний критический параметр настройки, который можно оптимизировать при помощи тестовой записи, это anti-skate (система антискатывания). Так называемая сила скатывания является вектором силы, направляющей тонарм к центру пластинки, когда головка располагается под углом к трубке тонарма (большинство современных тонармов используют сдвинутые под углом площадки для головок в попытке минимизировать ранее описанную ошибку от несоответствия форм путей резца и считывающей иглы). До тех пор, пока эта сила не уравновешена, она может способствовать неравномерному и преждевременному износу стенок канавки и иглы и подвергать риску правильное пространственное соотношение между катушками картриджа и магнитом. К сожалению, сила скатывания постепенно меняется вдоль поверхности записи, и таким образом, ее трудно побороть полностью. Большинство тонармов имеют пружинное устройство, направляющее усилие в противоположном направлении от силы скатывания и примерно такое же по величине . Некоторые конструкторы тонармов, особенно Гарри Висфилд (Harry Weisfeld) из VPI остерегаются таких устройств антискейтинга, утверждая, что они являются источниками вибрации и не могут точно и равномерно противодействовать силе скольжения вдоль всей поверхности записи. Боб Грэхем (Bob Graham), конструктор unipivot тонарма Graham 2.0 с этим не согласен. Его тонарм содержит уникальную рычажно-грузовую систему, производящую изменяемое усилие, которое на самом деле, по Грэхему, изменяется в прямом направлении по отношению к силе скольжения.

Используя механизм антискатывания на своем тонарме, настраивайте антискейтиг до тех пор, пока трек Bias Setting (настройка смещений) на стороне 1 тестового диска от Hi Fi News или Record Review не будет давать чистый, неискаженный сигнал в обоих каналах. Искажения в правом канале свидетельствует, что нужно большее усилие противоскольжения, искажения в левом — что меньшее.

9. Высота тонарма: часть вторая

Теперь вы получили картридж, настроенный таким образом, чтобы минимизировать трековую ошибку по поверхности записи, и азимут головки настроен так, что игла перпендикулярна поверхности записи. Последние настройки, которые мы можем сделать, пытаясь направить иглу в точности по пути канавки, это установить угол между плоскостью,проходящей через иглу и пересекающей канавку , и поверхностью пластинки максимально близким к тому, какой угол образовывала плоскость, проходящая через резец рекордера с плоскостью диска,на котором производилась запись. VTA (vertical tracking angle, вертикальный угол следования), изменяется путем регулировки высоты опоры тонарма относительно основания.Этот угол увеличивается при увеличении высоты тонарма, и уменьшается с уменьшением высоты. Большинство записей выгравировано (записано) c 22°,хотя не редко встречаются низкие углы, до 18°, или высокие, до 24°.

Установку угла VTA головки лучше всего начинать с установки трубки тонарма параллельно поверхности пластики (если вы следовали моему предыдущему совету, то вы уже произвели это перед выравниванием головки). Если производитель картриджа был достаточно умен, чтобы выпустить кантеливер под углом примерно 22° к горизонтали, то установка трубки тонарма параллельно поверхности записи должна установить угол VTA около 22° — просто прекрасно для проигрывания большинства дисков. К сожалению, кантеливеры не всегда выпускаются под углом точно в 22°, так что установка трубки тонарма параллельно поверхности может не привести к точной установке. Посколько не существует принятого способа измерять вертикальный угол картриджа, лучшее, что можно сделать — это поэкспериментировать с различными настройками и добиваться наиболее хорошо звучащего варианта. Если вам нравится звук, которые вы получаете при параллельной диску трубке, то оставьте все как есть и наслаждайтесь прослушиванием. Если вам хочется поэкспериментировать с различными настройками угла VTA, то имейте ввиду, что установка слишком большого угла приведет к обострению высоких частот, и к яркому, пересыщенному воспроизведению. И наоборот, установка слишком низкого угла приводит к обострению низких частот и к гудящему, вялому звуку.

Можно потратить кучу дней своей быстротекущей жизни, занимаясь тонкой настройкой вертикального угла своего картриджа. В конце концов это зависит также от толщины пластинки. Может и стоит вкладывать значительное количество времени в поисках золотого вертикального угла, которые подойдет одному экземпляру записи из вашей коллекции, но лучше не заморачивайтесь на эту тему. Жизнь коротка, и еще слишком много есть музыки, которую надо послушать.

10. Последние штрихи

Поздравляем! Вы еще живы! Вернитесь назад и удостоверьтесь, что прижимная сила, положение головки и настройки азимута не сбились в процессе прочих улучшений. Обратите особое внимание на азимут, так как настройка высоты тонарма скорее всего немного повлияла на этот параметр (хотя трудно ориентироваться в трех измерениях, поднятие высоты тонарма со смещенной головкой будет влиять на перпендикулярность иглы к канавке).

Продолжайте слушать результат и производить минимальные изменения настроек до тех пор, пока результат не будет вас удовлетворять. Затем уберите измеритель давления и линейку, задвиньте подальше тестовые диски и возвращайтесь к своим любимым пластинкам. Я думаю, вы обнаружите, что ваши усилия принесли плоды.