Интервью с Лючано Дель Рио, президентом компании Nightingale, и Йоахимом Фишем, президентом и главным разработчиком компании FischAudiotechnik
3 декабря 2004 года
Доброго дня, уважаемые дамы и господа!
Мне 9 лет. Деревня, очень далеко от Москвы. Ночь. Я лежу на сеновале и смотрю в небо. Количество звезд перед глазами влияет на психику. Млечный путь совсем близко.
Еще ниже движется огромное шарообразное тело Луны. На границе света и тени ее диска виден свет на шпилях гор и мрак в ложбинах кратеров. Закинув руки за голову я почти ни о чем не думаю, я внимаю таинству мира.
Я начал собирать литературу о Луне. Изучил множество фактов, теорий, мифов о Луне. Ночью откладывая очередную книгу или атлас, выходил на балкон и искал на небе источник моего увлечения. Жизнь была наполнена поиском, размышлениями, в ней был смысл. Вы поверите мне — я был счастлив.
В 11 лет любимая девочка подарила мне подзорную трубу. С увеличением в 50-т крат. Увы, теперь я уже не умею так радоваться подаркам. Кроме радости был и другой момент. Я впервые столкнулся с фактом, что приобретение одного хорошего прибора, влечет за собой необходимость приобретения других устройств для правильной работы первого. При 50-ти кратном увеличении из-за вибраций руки детали Луны в видоискателе прыгали со скоростью несовместимою даже с моим юношеским задором. Оказалось, увы, что тем больше приближение, тем более заметно дрожание рук.
Пришлось купить штатив (за баснословные для школьника деньги). Ура, Счастье было разлито вокруг, перемешено с воздухом. Я вдыхал его ночью и выдыхал только днем. Через несколько лет мне удалось добыть штатив с часовым механизмом, который поворачивал подзорную трубу следя за движением Луны по звездному небу.
Сегодня наша рассылка о сетевых фильтрах и стабилизаторах напряжения. Это очень близко к детской истории, рассказанной выше.
Покупая хорошую аппаратуру мы становимся заложниками аксессуаров.
Неоднократно я был этому свидетелем. Я видел как дома лежал усилитель около года и его не слушали из-за очень резкого звука. После подключения через фильтр-стабилизатор звук системы изменился в лучшую сторону настолько, что пропало желание продавать компоненты и жаловаться на обмащиков-продавцов в салоне.
Был случай когда топовые CD-транспорт и ЦАП Mark Levinson не смогли ничего противопоставить стоящему в пять раз меньше источнику не столь известной фирмы 3D-Lab. Как оказалось это только до той поры пока Levinson подключен штатным силовым кабелем. Как только питание подали через хороший сетевой кабель, сравнивать стало не интересно и мы сели слушать музыку.
Я с друзьями придумал 12 вопросов и попросил ответить на них двух специалистов.
Представляю специалистов:
Лючано Дель Рио (Luciano Del Rio) президент компании Nightingale. Nightingale производит сетевые фильтры-стабилизаторы по цене от 1400 до 4000 евро, и ламповые усилители.
Ниже фотография Лючано Дель Рио, а также фото одного из фильтров-стабилизаторов Nightingale.
Йоахим Фиш (Joachim Fisch) президент и главный разработчик компании FischAudiotechnik выпускающей сетевые кабели и фильтры в ценовой нише 200-600 евро.
Ниже Вы можете увидеть самого Йоахима Фиш и его продукцию.
1. Как Вы пришли в мир High-End?
Лючано Дель Рио: High-End компоненты Nightingale производит корпорация Simetel. Simitel была основана в 1959 году, работает в областях профессиональной и военной телекоммуникаций. Страсть к музыке небольшой группы инженеров и техников привела к тому, что в 1995 году управление компании приняло решение начать выпуск High-End компонентов, а именно ламповых усилителей и предусилителей. Так родилась марка Nightingale: с самого основания она имела успех в Италии, а теперь хорошо известна на Европейском и мировом рынке. Наряду с производством усилителей, Nightingale изучал проблему сетевого питания. В современных домах постоянно увеличивается число разнообразных электрических устройств, компьютеров, телефонов, которые вызывают искажения формы волны в линии электропередачи, которые в свою очередь отрицательно сказываются на воспроизведении. Nightingale разработал и развил семейство стабилизаторов и фильтров, высокая эффективность которых просто удивляет. Все специалисты, проводившие тестирование наших фильтров и стабилизаторов для различных журналов, были поражены, насколько лучше звучит с ними любая система.
Йоахим Фиш: Прежде всего, хочу поблагодарить Вас за возможность публикации моих мыслей о музыке и аппаратуре. Спасибо за честь.
Позвольте в нескольких словах рассказать Вам , как я пришел к созданию своей собственной Hi-Fi аппаратуры.
Первый раз, когда я услышал музыку, записанную в стерео, это явилось для меня настоящим открытием. Я был просто очарован. До этого я слушал только радио. Но это было что-то совсем другое. Я до сих пор помню этот момент очень хорошо. Это был один из самых первых тестов FM радиовещания в Германии. Это было, наверное, в середине шестидесятых. С этого времени мысль о «Стерео» застряла у меня в голове. Думаю, именно тогда я заразился вирусом Hi-Fi. Позже, когда я был студентом, я собрал свой первый транзисторный стерео усилитель. За ним последовала пара огромных колонок. Оглядываясь назад, я могу с полной уверенностью сказать, что уже тогда я был хронически и неизлечимо болен идеей Hi-Fi.
Несмотря на это увлечение, после окончания учебы, я начал работать в области механической инженерии. Я сделался экспертом по вакуумной технологии и электрическим измерениям. Закончил свою промышленную карьеру начальником производства. На протяжении всей своей работы, с тех пор как я был студентом, меня интересовали и все еще интересуют вопросы, выходящие за границы моей специальности. Я всегда с удовольствием работаю с экспертами, специализирующимися в совершенно различных областях знания. В октябре 1989 года, я осуществил свою самую заветную мечту, основал компанию «FISCH Audiotechnik».
2. Какую музыку Вы чаще всего слушаете?
Лючано Дель Рио: Чаще всего слушаю классическую музыку и блюзы.
Йоахим Фиш: Моя любимая музыка очень зависит от моего настроения и ситуации. Хочу сказать, что я не являюсь поклонником какого-то одного музыкального направления, то есть я не любитель только рока, джаза или классики. Но, если Вы спросите меня, на концерты какой музыки я чаще всего хожу, то ответ будет вполне определенным — большинство концертов, которые я действительно посещаю — это концерты классической музыки. Я стараюсь бывать, по крайней мере, на одном концерте в месяц. Мне необходимо слышать музыку «ручной работы». Разве может человек, который никогда не слышал «живого» пианино, может утверждать хорошо или плохо передают его колонки звучание этого самого пианино? Для меня концерт — это своего рода тренинг для моих ушей или лекарство для чувств. Но я люблю разную музыку. Сейчас одним из моих любимых CD является диск Эрика Вулфсона «Poe» (Eric Woolfson's "Poe"). Другой диск, который я слушаю очень часто, это «Головокружение» Джесси Кук (Jesse Cook "VERTIGO"). Я также получаю удовольствие от своих старых записей от RY COODER. С другой стороны, мне не хотелось бы остаться без музыки «Rolling Stones». Из классики мне особенно нравится фортепианная игра Горовиц, в частности диск «The last recording». Моя любимая композиция с этого диска — фортепианная соната Джозефа Хейдна. В тоже время я действительно люблю голос Рики Ли Джоунса (Rickie Lee Jones) и сопрано Монсерат Кабалье (Montserat Caballe). (Но не одновременно).
3. Какие помехи в сети, по Вашему мнению, большего всего влияют на работу аудио и видео аппаратуры?
Лючано Дель Рио: Изменения напряжения в сети в течении суток (утренние, дневные, вечерние и ночные перепады напряжения); шумы и наводки от персональных компьютеров и электрических приборов, установленных в вашем доме и в прилежащих помещениях и зданиях. Иначе говоря, любое искажение формы волны напряжения. Другими видом помех являются наводки являющиеся результатом петель заземления между компонентами системы.
Йоахим Фиш: По моему мнению, слабые точки находятся на обоих концах, что верно для аудио и видео аппаратуры в одинаковой степени. Это просто техническая проблема. На той и на другой, в начале и в конце энергия одного вида должна преобразовываться в энергию другой формы. Если проследить весь путь, увидим, как происходит запись звука. В начале, энергия человеческого голоса преобразуется в электрический сигнал. В конце — наоборот. Электрический сигнал должен быть преобразован в голос (механическую энергию). То же происходит и в случае с видео сигналом. Так же важна и взаимосвязь между различными компонентами. Другими словами — все типы кабелей. Основная причина данной проблемы v историческая. В области потребительской электроники, производитель усилителей не имеет никаких установленных ограничений для входов и выходов своих устройств. Например, входное сопротивление усилителя может измеряться как сотнями Ом, так и сотнями кОм. Производитель делает все возможное, чтобы его модуль был лучшим. Но его модуль должен быть связан с другими. С этой точки зрения возникает вопрос: каким должен быть кабель? Похожие проблемы возникают и с силовыми кабелями. Электроника находится на стадии близкой к своему физическому максимуму. Мы говорим сейчас об искажениях в области 100 дБ. Отношение = 100000. Эти значения могут быть измерены в лаборатории, но как это должно выглядеть в цепочке из нескольких модулей с множеством кабелей, как межкомпонентных, так и силовых. Источники питания для большинства аудио устройств создаются для сети, нигде в реальном мире не существующей. Такая сеть должна стабильно держать частоту 50 Гц на точном номинальном напряжении, иметь форму чистой синусоиды, без каких либо искажений, по край ней мере не превышающих 60 дБ. И естественно не обладать никакими высокочастотными искажениями. (Прямо какой-то Hi-Fi рай). Но мы на земле, и должны попытаться подобраться к этому раю как можно ближе. Нам стоят больших усилий все попытки по восстановлению параметров распределенной сети, чтобы обеспечить правильность любого электропитания.
4. С какого уровня техники стоит вкладывать деньги в сетевые фильтры и стабилизаторы, а не в апгрейд аппаратуры?
Лючано Дель Рио: Чем лучше система, тем существеннее улучшение, полученное вследствие использования сетевых фильтров-стабилизаторов.
Йоахим Фиш: Это очень трудный вопрос, поскольку здесь мы имеем дело с индивидуальными пристрастиями любителей музыки. Как практик я могу сказать, что было бы неправильно покупать готовый комплект Hi-Fi за 300 евро и пытаться улучшить его кабелями за несколько тысяч евро. Возможно, таким образом и удалось бы достичь некоторого улучшения, но даже лучший в мире силовой шнур не способен сделать систему шедевром. Но если у вас стерео или видео система хорошего качества, вы будете удивлены, насколько лучше она зазвучит с хорошими силовыми кабелями. Часто бывает просто удивительно, как изменяется то, что вы можете услышать — меньше нежелательных шумов, больше деталей, больше глубины и объема. В целом, музыка зазвучит более естественно.
5. Насколько важно, по вашему мнению, строгое соблюдение 50 Гц в сети?
Лючано Дель Рио: Крайне важно для проигрывателей виниловых пластинок, и не столь важно для другой аппаратуры, если изменение не превышают ±1%.
Йоахим Фиш: В настоящее время электронные устройства не столь чувствительны к небольшим отклонениям от номинальной частоты в 50 Гц, но только если отклонения происходят медленно и без скачков (сдвигов). Быстрые изменения или хуже того, изменения с постоянной функцией, сильно исказят звучание системы. Большинство виниловых проигрывателей все еще зависят от соблюдения 50 Гц в сети. Отклонение на несколько Гц как в одну, так и в другую сторону, заставят любой виниловый проигрыватель звучать ужасно.
6. Какие негативные моменты, кроме потери денег, Вы видите, в использовании сетевых фильтров и стабилизаторов?
Лючано Дель Рио: Никаких. Если вы используете действительно хорошие сетевые фильтры и стабилизаторы. Их стоимость — не потеря денег, а хорошая инвестиция в качество звука.
Йоахим Фиш: Первая мысль, которая приходит в голову, эта та, что сетевой стабилизатор или фильтр должны решить все проблемы. Но в большинстве случаев это также и создает проблемы. Феррорезонансный стабилизатор большой, тяжелый и шумный. Наибольшая проблема, связанная с такими стабилизаторами, это потеря динамики в звучании. Стабилизатор незаменим в лаборатории, особенно, если в испытательном оборудовании используются лампы. При воспроизведении музыки электрический ток не является постоянной величиной, музыка представляет собой цепочку импульсов. В среднем, потребление мощности не представляет из себя ничего особенного, но если вы посмотрите на динамические пики, то оно окажется огромным. Большинство стабилизаторов не могут отработать такое резкое увеличение тока и срезают пики.
7. Как, с высоты вашего опыта, объяснить жене необходимость покупки сетевого фильтра, а не новой шубы?
Лючано Дель Рио: Это очень трудно, если ваша жена не любит музыку. Если же любит — теста на сравнение будет достаточно.
Йоахим Фиш: Из моего опыта следует, что женщина — очень хороший и критичный слушатель. Возможно, ее не занимают так сильно технические проблемы, но ее суждения чаще всего попадают в самую точку. У мужчин гораздо больше предубеждений, поскольку они перегружены техническими знаниями. Женщины и жены на самом деле любят и наслаждаются музыкой не меньше мужчин. Я бы убедил ее, дав послушать хорошее звучание. Да, это самый безопасный путь — дать ей услышать усовершенствованную систему (и если улучшение реально, она оценит это). Следующий и заключительный шаг совсем короткий. Сделайте так, чтобы она захотела приобрести это новое оборудование для собственного удовольствия. И не забудьте оставить немного денег для букета цветов.
8. Насколько важна форма сетевого сигнала, в нашем случае синусоида?
Лючано Дель Рио: Очень важна. Искажение формы — главная причина потери объема глубины и четкости звуковой сцены.
Йоахим Фиш: Синусоидальная форма волны в сети просто необходима. Ни один трансформатор не простит, если будет получать искаженную волну. Даже самый лучший тороидальный трансформатор ответит тяжелым механическим шумом. Особенно, если волна синуса не симметрична или срезана сверху.
9. Какие технические идеи Вы пытались реализовать в своих изделиях?
Лючано Дель Рио: Мы действуем во всех направлениях по устранению эффектов от упомянутых выше помех и по защите комплекта аппаратуры. Например, мы предлагаем в наших фильтрах:
a) очень эффективный центральный (главный) фильтр;
b) изолирующий трансформатор с одной первичной обмоткой и несколькими (по одной для каждой розетки) вторичными обмотками;
c) стабилизатор напряжения;
d) один маленький фильтр для каждой выходной розетки;
e) плавкие предохранители на каждой выходной розетке.
Йоахим Фиш: Наша идея и наша цель — развивать производство, которое поможет активизировать скрытые резервы большинства Hi-Fi систем. По своему опыту мы знаем, что не только сложные системы и системы высокого уровня приобретают заметные улучшения качества звучания вследствие исправления электропитания, но и меньшие системы достаточно регулярно проявляют значительный прогресс в звучании и изображении. Это именно то, чего мы хотим. Мы стоим за высокое и всестороннее качество продукции, за самое лучшее техническое исполнение и мастерство. В доказательство этому мы оформили сертификаты на все наши изделия. Мы немного горды, что вся наша продукция теперь соответствует сертификату Международной Электротехнической Комиссии под номером 60065 , и мы имеем право снабжать все наши изделия символом GS, гарантирующим безопасность. И в довершении к этому, мы также получили одобрения CSA (США и Канада) и PSE (Япония). Мы хотим достигнуть лучшего соотношения цены и качества.
10. Ваши творческие планы?
Лючано Дель Рио: Сейчас мы имеем завершенный диапазон сетевых фильтров и стабилизаторов. Наша сегодняшняя работа направлена как на непрерывное усовершенствование схем, так и на надежность работы фильтров.
Йоахим Фиш: В ближайшем будущем мы собираемся расширить ряд изделий, относящихся к силовым шнурам и силовым фильтрам. В настоящее время мы испытываем некоторые опытные образцы. Но каждое новое изделие вначале должно удовлетворить нас, и только после этого, мы будем думать о продвижении его на рынок. Мы собираемся охватить весь ряд всевозможных сетевых фильтров. Существующий ряд изделий будет расширен вплоть до самых изощренных, используемых в критических обстоятельствах.
11. Как Вы объясните вариант, когда в серьезной системе использование фильтров не дает ощутимого плюса?
Лючано Дель Рио: Использования фильтра недостаточно для достижения заметных результатов.
Йоахим Фиш: Данная система настолько великолепна, что ей не требуются никакие усовершенствования. Лично я, таких систем не встречал.
Либо: силовая линия искажена таким образом, что нормальная фильтрация заглушает отрицательные влияния, но не убирает их полностью. Это может происходить с искажениями в очень низком диапазоне частоты. Или с более или менее постоянной срезанной синусоидальной волной. Так или иначе, этот случай требует более глубокого исследования причин.
12. Что бы Вы хотели сказать российским любителям музыки и кино?
Лючано Дель Рио: Если вы не полностью удовлетворены вашей системой, не меняйте ее на новую, а проверьте ее с помощью системы фильтров и стабилизаторов Nightingale. Если вас вполне устраивает ваша система, все равно проверьте ее фильтрами Nightingale. И вы будете поражены тем, что ваша система еще лучше, чем вы о ней думали.
Йоахим Фиш: (Мне немного неловко отвечать на этот вопрос). Что я могу сказать любителям музыки такой страны как Россия? По мне, Россия — страна номер один, если речь идет о музыке. Ни одна другая страна в мире не произвела столько известных композиторов и музыкантов. Если бы у нас не было русских музыкальных гениев, мы были бы намного беднее. Я думаю, что подобные чувства и эмоции находятся в каждом русском сердце. Есть одна вещь, которую бы я сказал российским Hi-Fi энтузиастам: никогда не отказывайте себе в удовольствии и ощущениях, которые может дать музыка. Все технические вещи, которые мы используем, являются только инструментальными средствами для удовольствия, которое мы получаем, в то время когда слушаем музыку. Конечно, мы также оцениваем и аппаратуру. Я знаю — безусловно приятно смотреть и проводить рукой по частям системы, изготовленной с таким совершенством. Но нам она нравится, потому, что дает возможность так хорошо чувствовать музыку.
Я желаю всем любителям музыки долгих часов наслаждения.
Всех благ Вам, уважаемые,
Федорив Андрей